Федеральный закон от 1 мая 2022 ода №125-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» дополнил закон новой статьей 4-1 «Особенности исполнения кредитными организациями запросов компетентных органов иностранных государств».
Теперь кредитной организации запрещено предоставлять компетентным органам иностранных государств (включая судебные органы) запрошенные ими сведения о клиентах и совершаемых ими операциях, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 28 июня 2014 года №173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (ч.1).
Кредитная организация вправе проинформировать компетентный орган иностранного государства (включая судебные органы) о наличии предусмотренного законодательством Российской Федерации запрета на предоставление сведений (ч.2).
При получении запроса о предоставлении сведений не позднее трех рабочих дней со дня его получения она обязана проинформировать о факте получения Центральный банк РФ, который направляет полученную от кредитной организации информацию в федеральный орган исполнительной власти, определенный Президентом Российской Федерации (ч.3).
Информирование Центрального банка РФ о получении запроса осуществляется с использованием личного кабинета на официальном сайте Центрального банка в сети «Интернет» (ч.4).
Направление Центральным банком информации в уполномоченный орган, а также направление уполномоченным органом в Центральный банк информации осуществляется на основании отдельного соглашения между ними (ч.5).
Информация о возможности предоставления компетентному органу иностранного государства (включая судебные органы) запрошенных им сведений уполномоченным органом направляется в Центральный банк, а он доводит ее до кредитной организации через личный кабинет на его официальном сайте (ч. 6,7)
Кредитная организация в случае получения информации о возможности предоставления запрошенных сведений вправе ее предоставить (ч.8).
Предоставление запрошенных им сведений в таком случае не является нарушением банковской тайны, а также законодательства Российской Федерации в области персональных данных (ч.9).
Мой комментарий: При рассмотрении законопроекта в первом чтении в Государственной Думе 21 апреля 21021 года официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации Алексей Владимирович Моисеев рассказал причины введения данных ограничений.
«Некоторое время назад в Соединённых Штатах Америки был принят закон, который требует от всех организаций, работающих с американской валютой, отвечать на все вопросы, связанные с действиями любых их клиентов - физических и юридических лиц, - в любом разрезе, в каком заблагорассудится американским властям.
Мы полагаем, что данная мера является недружественной по отношению к Российской Федерации и может нанести значительный ущерб как российским банкам, так и юридическим и физическим лицам, информацию о которых в рамках вот этих запросов предполагается раскрывать в соответствии с принятым американским законом. Данный закон носит, как это бывает, экстерриториальный характер. Соответственно, американцы считают для себя возможным отключать всех, кто не будет отвечать на данный запрос, от работы в долларах США.
Правительство приняло решение о необходимости ответить на данную американскую меру контрмерой, которая запрещает российским кредитным организациям отвечать на такие вопросы, за исключением ситуаций, когда это прямо предусмотрено отдельными решениями или актами Правительства Российской Федерации. Связано это исключение с тем, что до сих пор продолжается определённая работа между рядом организаций, связанных с финансовой разведкой и других, по обмену информацией о международных преступниках, поэтому полностью запрещать ответы на любые запросы мы не стали, но предлагаем поддержать ситуацию, когда всё запрещено, кроме отдельных вопросов, по которым есть отдельные решения Правительства Российской Федерации.»
Источник: Консультант Плюс / сайт Государственной Думы
https://sozd.duma.gov.ru/bill/1193544-7
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=416184
Комментариев нет:
Отправить комментарий