пятница, 19 ноября 2021 г.

Мыслительные процессы экспертов

Данная заметка доцента Университета центрального Миссури (University of Central Missouri) д-ра Лорен Хейс (Lauren Hays – на фото) была опубликована 2 ноября 2021 года на сайте компании Lucidea.

Каждую осень приходится вспоминать о том, как много усилий мне нужно приложить для того, чтобы приходящие на мои занятия новые студенты могли понять ход моих мыслей. В течение последнего месяца я «много думала о своем собственном мышлении», а также о мыслительных процессах, которые другие люди осуществляют, чтобы выполнять свою работу.

Метапознание (metacognition – см. также Википедию здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Метакогнитивные_процессы - Н.Х.) определяется как «осознание и понимание собственных мыслительных процессов» (Oxford Languages, 2021, см. также https://www.lexico.com/definition/metacognition - Н.Х.). Говоря более простым языком, метапознание – это размышления о Вашем мышлении. Термин «метапознание» довольно часто используется в академической среде, но я почти не видела, если вообще встречала, обсуждение данного вопроса в других секторах. Я полагаю, однако, когда дело касается планирования преемственности и профессионального обучения, то метапознание необходимо для эффективной передачи знаний.

В системе высшего образования от преподавателей требуют, чтобы они сделали видимым ход своих рассуждений, с тем, чтобы студенты учились мыслить как эксперты. Существует педагогическая стратегия (и поддерживающая её книга) под названием «Декодирование дисциплин» (Decoding the Disciplines, http://decodingthedisciplines.org/ - литература и другие ресурсы перечислены здесь: http://decodingthedisciplines.org/bibliography/ - Н.Х.), которая определяется как «процесс совершенствования обучения учащихся за счёт сокращения разрыва между способами мышлением эксперта и новичка. Начиная с выявления узких мест в изучении конкретных дисциплин, данный процесс стремится выявить неявные, неписанные знания экспертов и помочь студентам овладеть умственными действиями, которые им необходимы для успешного изучения определенных курсов»). Подход «Декодирование дисциплин» очень хорошо помогает преподавателям выявлять те вопросы, где учащиеся испытывают трудности, - а затем он помогает им очень наглядно объяснять учащимся свои мыслительные процессы в связи с этими вопросами.

Идея о том, чтобы эксперт задумался о собственных мыслительных процессах (метапознание), а затем объяснил их, полезен для всех направлений деятельности и профессий. В информационной профессии это особенно полезно по мере того, как мы делимся знаниями о том, как работает организация, как мы выполняем свою работу, как мы ищем информацию и как мы её «упаковываем», чтобы поделиться ею с другими.

Лично я хотел бы видеть более согласованные усилия экспертов в области информационных дисциплин, направленные на то, чтобы рассказать о своих мыслительных процессах новичкам в этой области. Именно так мы продолжаем создавать новые знания. Мы прилагаем усилия к тому, чтобы обеспечить отсутствие потерь того, что уже известно.

Я призываю Вас найти время на то, чтобы поразмышлять над мыслительными процессами, которые Вы используете в своей работе. Затем спросите себя, используют ли, по Вашему мнению, аналогичные мыслительные процессы другие специалисты. Дальше подумайте, каким образом Вы могли бы поделиться ходом своих мыслей с другими людьми – с теми, кто Вам подчиняется, или же с заинтересованными сторонами в организации. Наконец, подумайте, у кого Вы хотели бы поучиться сами; есть ли кто-то, кто длительное время проработал в информационной профессии и может поделиться собственными мыслительными процессами?

Я надеюсь, что знакомство с метапознанием окажется для Вас столь же полезным и увлекательным, как и для меня.

Лорен Хейс (Lauren Hays)

Мой комментарий: В устах университетского преподавателя рассуждения о метапознании звучат, наверное (особенно для специалистов-практиков) несколько заумно. Я, однако, вижу здесь определенные практически важные моменты.

Общаясь как со студентами, так и с профессионалами архивного дела, управления документами и иных информационных профессий, я вижу, что у многих из них проблемы обучения и профессионального роста связаны с узким кругозором, с неумением понять самим и объяснить другим, чем конкретно полезна и может быть полезна их работа для общества и государства, для работодателя (в том числе коммерческой организации); за что им на самом деле платят деньги, и каким образом можно добиться повышения своего статуса в организации и, соответственно, более достойной оплаты труда.

Без словечка «метапознание», конечно, можно обойтись; но каждый стоящий специалист должен понимать специфику своей сферы деятельности и интересы своего работодателя, и исходить из них при решении профессиональных вопросов. Сотрудник государственного учреждения должен выстраивать логику своих рассуждений не так, как сотрудник коммерческой компании; архивист не может думать точно так же, как библиотекарь или сотрудник музея.

И, конечно же, студентов и молодых специалистов всему этому нужно учить смолоду :)

Что же касается высококлассных экспертов, то им нужно уметь рассматривать вопросы с различных точек зрения, характерных для основных заинтересованных сторон, - а не с какой-то одной. Этому тоже можно и нужно учить.

Источник: сайт компании Lucidea
https://lucidea.com/blog/the-thought-processes-of-experts/

Комментариев нет:

Отправить комментарий