(Окончание, начало см. http://rusrim.blogspot.com/2019/05/1_8.html )
Из вопроса: ЭД, подписанный ЭП, визуализируется на экране - и эта визуализация есть все тот же ЭД, подписанный ЭП, и ничто иное.
Ответ: Могу с этим согласиться с оговоркой – когда есть уверенность в том, что представление документа на экране точно соответствует тому, что видел его создатель. Все дополнительные элементы типа визуализации ЭП должны быт сформированы динамически на основе самой ЭП, и четко отделяться от контента документа. Это представление документа само по себе не является «документом», поскольку оно не сохраняется во времени.
Из вопроса: Как только визуализация распечатана - перед нами копия ЭД, подписанного ЭП.
Ответ: Если в распечатке появляются элементы, отсутствовавшие в оригинале и не отделенные четко и недвусмысленно от содержания оригинала, то это даже не копия, а непонятно что.
Например, в факсе тоже появляется дополнительная информация о том, когда и с какого номера он был передан, сколько страниц – но она не попадает в текст передаваемых документов, поэтому не компрометирует копию и, наоборот, даже усиливает доверие к ней. Эта информация создается автоматически принимающим факсом, и. соответственно, не может быть подделана отправителем. С копией a la Минкомсвязи дело обстоит иначе – отметка запихивается в сам документ отправителем, и никакой гарантии того, что это фейк, нет.
Чтобы отметка о наличии ЭП не была инструментом для мошенничества, а элементом заверения, она должна создаваться на основе проверенной реальной электронной подписи уполномоченным лицом или устройством, и надлежащим образом заверяться тем, кто эту отметку создал.
Из вопроса: Текст отметки должен состоять из слов "Электронная подпись" и все. К сожалению, ни Минкомсвязь, ни Росархив с этой точкой зрения не согласны.
Ответ: В тех случаях, когда в тексте документа верно указан подписант и прочие обязательные сведения, достаточно в отметке написать «электронная подпись верна» и поставить подпись/идентификатор того, кто подпись проверил. Сейчас во многих случаях в теле электронного документа не указывается ни подписант, ни время подписания, ни должность и права подписанта, - так что вся эта существенная информация должна в отметке присутствовать. А вот номер сертификата, например, не очень-то полезен.
Из вышеизложенного получается, что ЭД подписанный ЭП это не документ, а филькина грамота. Значит электронный документооборот предприятия это бомба с заложенным под него механизмом, то есть диверсия. Даже если ЭД с ЭП по мановению волшебной палочки сегодня станет документом, то через 5-7 лет он, все равно, умрет. Я правильно понял или мой стакан наполовину пуст?
ОтветитьУдалитьНе могу понять, исходя из чего Вы сделали такие выводы. На уровне законодательства и реальной судебной практике электронные документы, подписанные электронными подписями (в т.ч. и простыми), признаются равнозначными традиционным бумажным документам. В то же время присланные Вам по электронной или обычной почте файл или бумажка с визуализацией электронной подписи (именно об этом говорилось в моем ответе) как раз и есть «непонятно что» - не бумажному богу свечка, и не электронному чёрту кочерга :)
УдалитьЕсли что и называть диверсией (точнее, саботажем), так это бездействие уполномоченного органа государственной власти, отвечающего за законодательно-нормативное регулирование вопросов архивного хранения документов архивного фонда, который до сих под не удосужился заняться решением данной проблемы, в том числе и на уровне законодательно-нормативного регулирования.
Даже если ЭД с ЭП по мановению волшебной палочки сегодня станет документом, то через 5-7 лет он, все равно, умрет.
Как говорится, «даже не надейтесь» - электронный документ не умрёт до истечения своего срока хранения, но со временем могут понадобиться дополнительные усилия для перепроверки усиленных электронных подписей, если это будет нужно в ходе споров. Срок действия сертификата ключа проверки подписи вообще может истечь уже на следующий день после подписания :) - и ничего ужасного пока что не происходит, жизнь продолжаются, споры решаются…
Рано или поздно, чтобы документом по-прежнему можно было пользоваться, может возникнуть необходимость его миграции в другие форматы и на другое программное обеспечение, причем таким образом, чтобы созданная копия сохраняла юридическую и доказательную силу. Проблемы здесь есть серьёзные, но о «смерти» электронных документов речь не идёт.
К сожалению, у нас до сих пор нет никаких рекомендаций от уполномоченных органов власти относительно того, что делать организациям в подобных ситуациях; но это не означает, что организациям можно этой проблемой не заниматься. Нужно продумывать и внедрять те стратегии архивного хранения документов, которые конкретной организации по силам.
С учетом саботажа уполномоченного органа процедура подтверждения (перепроверка) ЭП и признание ЭД, подписанного ЭП в случае споров - целиком на компетентность и желание наших дивных судов. Судьба ЭД, т.б., постоянного, туманна, если быть честными.
ОтветитьУдалить