вторник, 7 мая 2019 г.

Международная федерация киноархивов опубликовала итоги опроса по вопросам долговременного электронного хранения и обеспечения сохранности


Заметка Криса Эриксона (Chris Erickson – на фото) из университета им. Брайама Янга (Brigham Young University) была опубликована 15 апреля 2019 года на блоге «Долговременная сохранность имеет значение» (Digital Preservation Matters, http://preservationmatters.blogspot.com/ ).

Мой комментарий: Как пишет Энциклопедический словарь кино ( https://cinema.academic.ru/3651/Международная_Федерация_Киноархивов ), «Международная федерация киноархивов, ФИАФ (International Federation of Film Archives, Fédération internationale des archives du film - FIAF) была создана в 1938 с целью сохранения фильмов как документов, имеющих художественное и историческое значение.»

Селин Руйво (Céline Ruivo) и Энн Гэнт (Anne Gant) «Практика использования цифровых технологий. Часть 5: Опрос по вопросам долговременного электронного хранения и обеспечения сохранности» (Digital Statement PartV Survey on Long-term Digital Storage and Preservation), Техническая комиссия FIAF, Международная федерация киноархивов (International Federation of Film Archives, https://www.fiafnet.org/ ), апрель 2019 года, 17 страниц, см. https://www.fiafnet.org/images/tinyUpload/2019/04/Preservation_Digital_Statement_Final.pdf

Жизнестойкость электронных файлов и форматов для долговременного хранения уже на протяжении почти двух десятилетий является серьезной проблемой в данной области. В опубликованных в 2016 году «Основных принципах электронной архивации FIAF» (FIAF Basic Principles of Digital Archiving, https://www.fiafnet.org/images/tinyUpload/E-Resources/Commission-And-PIP-Resources/TC_resources/Digital%20Preservation%20Principles%20v2%200.pdf ) используется эталонная модель открытой архивной информационной системы (OAIS).

Киноархивы все чаще выкладывают в Интернете свои технические спецификации. Оцифровка фильма включает не только архивацию конечного результата (мастер-копии), но также и архивацию несжатых файлов с минимально обработанными данными с датчиков сканера (raw files). Ниже приведены некоторые итоги опроса 16 учреждений, принявших в нём участие:
  • Формат DPX (о нём см. https://en.wikipedia.org/wiki/Digital_Picture_Exchange , стандартизирован Обществом инженеров кино и телевидения (Society of Motion Picture and Television Engineers, SMPTE, https://www.smpte.org/ ): это стандарт ST 268-1:2014 «Файловый формат DPX  для обмена цифровыми киноматериалами» (File Format for Digital Moving-Picture Exchange (DPX)), https://ieeexplore.ieee.org/document/7936730 Н.Х.) является основным форматом, используемым для обеспечения долговременной сохранности (14 архивов);

  • Формат TIFF является вторым по распространённости форматом для целей долговременной сохранности (4 архива);

  • При сканировании 35 мм негативной плёнки для долговременного сохранения большинство опрошенных использует разрешение 4K (это разрешение 3840 x 2160 пикселей либо 4096 x 2160 пикселей – Н.Х.)

  • Некоторые из архивов разработали технические спецификации для принимаемых на хранение новых материалов, основную массу которых составляют изначально-электронные киноматериалы;

  • Некоторые архивы используют сжатие без потерь для долгосрочного сохранения мастер-копий, с целью сокращения объёмов хранения;

  • Некоторые архивы рассматривают возможность внедрения в этом году формата FFV1 (о нём см. https://en.wikipedia.org/wiki/FFV1 - Н.Х.) для хранения файлов;

  • Файлы формата MKV / FFV1 используются совместно с алгоритмом вычисления контрольных сумм framemd5 ;

  • 8 архивов перезаписывают обратно на плёнку отреставрированные киноматериалы.
Звук

Что касается звука, то электронные форматы более вариативны, чем форматы видеозаписей, в зависимости от целевого назначения (использование в кинопрокате или на телевидении). RAW-форматы обычно такие же, как и файловые форматы для восстановленных (обработанных) материалов.
  • В большинстве архивов для долговременного хранения используется ленточная система хранения;

  • Чтобы снизить расходы, архивы обычно выжидают появления 2 очередных поколений носителей, прежде чем проводят миграцию данных;

  • Хранение для целей доступа осуществляется на сервере, который обеспечивает прямой доступ к файлам;

  • Большинство архивов хранит свои файлы и управляет ими на собственной площадке (иначе говоря, не пользуется облаком или аутсорсингом – Н.Х.).
Выводы

Данный опрос представляет собой первоначальное обследование нынешнего электронного ландшафта, и он показывает, что предстоит проделать гораздо большую работу для того, чтобы получить глобальное представление об архивации электронных киноматериалов и собрать информацию о большем числе архивов, находящихся на разных этапах внедрения электронно-цифровых рабочих процессов. Ниже приведены некоторые выводы, которые можно сделать на основе материалов опроса:
  • Наблюдается стабилизация языка и появление концептуальной ясности относительно этапов электронно-цифровых рабочих процессов в архивах. Соответствующие требования становятся ясными и признаются в качестве необходимых элементов повседневной архивной практики. Это должно способствовать лучшему обмену информацией и дать возможность лучше сравнивать рабочие процессы.

  • Ряд вариантов, по-видимому, преобладает - например, 10 bit Log DPX, а также использование ProRes, LTO, .wav-файлов и т.д.. Полезно было бы уточнить причины, по которым некоторые архивы выбирают нетипичные форматы или процессы;

  • Существуют свои, имеющие смысл в данный момент времени причины для выбора технологий, который делает каждый из архивов. Однако было бы полезно повторить такой опрос лет через 5-10 лет (или раньше), и посмотреть, как развивается практика цифрового кино и его архивирования.
Крис Эриксон (Chris Erickson)

Источник: блог «Digital Preservation Matters»
http://preservationmatters.blogspot.com/2019/04/international-federation-of-film.html

Комментариев нет:

Отправка комментария