понедельник, 26 ноября 2018 г.

Международный совет архивов: Вышел новый номер журнала Comma, посвященный литературным архивам


14 ноября 2018 года сайт Международного совета архивов (МСА) сообщил о публикации очередного номера своего журнала Comma –выпуска 1 за 2017 год :)

Журнал публикуется в издательстве Ливерпульского университета (Liverpool University Press). Издание платное, соответственно в открытом доступе есть лишь оглавление и краткие аннотации статей, с которыми можно познакомиться по адресу https://online.liverpooluniversitypress.co.uk/toc/coma/2017/1 . В то же время члены МСА могут получить доступ к полным текстам статей через сайт МСА.

Данный специальный выпуск журнала, посвященный литературным архивам, был скомпонован и написан в основном активными членами Секции архивов литературы и искусства (Section for Archives of Literature and Art, SLA) Международного совета архивов.

Номер, в частности, содержит статью директора РГАЛИ Татьяны Михайловны Горяевой «Архивы культуры в России» - приведенную в журнале, к сожалению (учитывая аудиторию), на русском языке. Ниже приведена полностью аннотация этой статьи (см. также https://online.liverpooluniversitypress.co.uk/doi/pdf/10.3828/comma.2017.12 ):
«В статье описывается история собирательской деятельности в России в сфере культурного наследия в XIX - XX вв.

Система распределения документальных, художественных и материальных памятников основывается на традиционном взаимодействии архивных, музейных и библиотечных подсистем. В соответствии с этим архивы хранят документы на бумажных и других основах, библиотеки – печатные издания, музеи – произведения искусства, мемориальные и художественные ценности.

Реформа архивной системы в первые годы существования Советской власти, начиная с Декрета, «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР» (1918), воплотила идеи многих поколений русских историков и стала важным шагом на пути к современной модели.

В статье рассматриваются как предпосылки создания в 1941 году специализированного государственного архива для архивов писателей и литературных произведений, так и его развитие и трансформация в крупнейший российский архив по истории культуры – Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ).

Статья также касается основных направлений архивной деятельности, развивающихся в последние годы (информатизация, выставочная и публикационная деятельность, социокультурная коммуникация, использование новых возможностей развития информационной инфраструктуры и т. д.), рассматривается опыт РГАЛИ по расширению интеграционных моделей при сотрудничестве с российскими и зарубежными музеями и библиотеками.»
Лично для меня наиболее интересной оказалась статья Себастьяна Гурчулло (Sebastian Gurciullo) «Обеспечение сохранности изначально-электронных литературных и художественных архивов в несовершенном мире: теория, передовая и достаточно хорошая практика» (Keeping born-digital literary and artistic archives in an imperfect world: theory, best practice and good enough). Приведу небольшой её фрагмент:
Осложнения для архивной теории и передовой практики

Архивная теория, стандарты и стремление к наилучшей практике породили огромное количество знаний, но, как недавно отметила Лаура Миллар (Laura Millar), возникает соблазн поучаствовать в «темпоральном шовинизме». Как она объясняет, архивисты должны «противиться соблазну думать, что мы, и лишь мы одни – как люди, как архивисты или же как современные архивисты в противовес архивистам вчерашнего дня, в состоянии найти окончательное решение проблем управления документами этого мира».

Архивная деятельность – это постоянно продолжающаяся работа, и стремление достичь совершенства сегодня в конечном счёте является иллюзией; поэтому способность иметь дело с несовершенством и открытое признание реальности такого несовершенства должна быть частью профессионального обсуждения, а не неудобным, непризнаваемым фактом.

Нам нужно откровенно и честно признать, что у нас нет и никогда не будет всех ответов на проблемы, связанные с бушующим вокруг нас технологическим цунами. Это волна не уменьшается, а, как кажется, экспоненциально нарастает. Предложения Миллар о том, как пролагать новые пути, являются трезвыми и по этой причине заслуживают внимания, поскольку она признает, что наши усилия по выработке идеалов должна сдерживаться реализмом и вспомогательными действиями.

В идеальном мире каждый, кто создаёт электронные файлы, следовал бы, где это уместно, множеству широко доступных стандартов по вопросам создания, описания, обеспечения сохранности и текущего управления документами. Таких стандартов много, они широко известны в сообществах архивистов и специалистов по управлению документами, регулярно обновляются и пересматриваются, и их список всё время пополняется новыми. Если им соответствовать последовательно и повсеместно, то всё остальное будет плавно из этого следовать. Проведение экспертизы ценности документов и их отбора на постоянное архивное хранение в соответствии с правилами уничтожения/передачи или политиками комплектования стали бы тогда относительно простым практическим упражнением, а упорядочении и описание можно было бы почти полностью автоматизировать.

Тем не менее, даже крупные корпорации и государственные органы, пытающиеся внедрить некоторые из этих стандартов и подходов, не поспевают за темпами технологических изменений и непредсказуемым поведением людей на рабочем месте, связанным в последнее время со стремительным ростом использования социальных сетей и облачных услуг в качестве неофициальных каналов делового взаимодействия.

Вероятность же того, что персональные электронные архивы, созданных такими личностями, как художники и артисты, будут отвечать каким-то из этих стандартов, невелика, - в отсутствие подготовленных архивистов или представителей других информационных профессий в качестве помощников,  которые могли бы помочь им и взять на себя управление процессом. Реальное поведение людей, создающих и сохраняющих документы, требует применения подходов, более близких к социальным наукам, антропологии, психологии и гуманитарным наукам, в сочетании со знаниями традиционных информационных наук.»
Источник: сайт издательства Liverpool University Press
https://online.liverpooluniversitypress.co.uk/toc/coma/2017/1

Комментариев нет:

Отправить комментарий