Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2017 года №181 утверждены:
- Положение о Единой государственной информационной системе социального обеспечения;
- Состав информации, размещаемой в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, и источники такой информации;
- Порядок предоставления информации в Единую государственную информационную систему социального обеспечения.
Положение вступит в силу с 1 января 2018 года и будет определять:
- Порядок обработки информации, подлежащей размещению в Единой государственной информационной системе (ИС) социального обеспечения;
- Порядок предоставления доступа к сведениям ИС;
- Принципы создания, развития и эксплуатации ИС, ее структуру, порядок ее организации и функционирования, включая порядок защиты информации, содержащейся в ИС;
- Порядок направления и обработки запросов;
- Права и обязанности поставщиков информации и пользователей ИС, функции ее оператора.
Государственным заказчиком создания, развития и эксплуатации ИС, а также ее оператором системы является Пенсионный фонд РФ (п.2).
Правообладателем информации, содержащейся в ИС, от имени РФ является поставщик информации в части сведений, размещенных им в соответствующем региональном (ведомственном) сегменте ИС (п.5).
Информационная система состоит из следующих сегментов (п.12):
Правообладателем информации, содержащейся в ИС, от имени РФ является поставщик информации в части сведений, размещенных им в соответствующем региональном (ведомственном) сегменте ИС (п.5).
Информационная система состоит из следующих сегментов (п.12):
- Региональные (ведомственные);
- Федеральный;
- Технологический .
Региональные сегменты информационной системы предназначены для сбора сведений из ИС поставщиков данных (п.13).
Персонификация сведений в ведомственных сегментах ИС осуществляется на основании страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) получателя мер социальной защиты.
В целях функционирования ИС обеспечивается ее интеграция с элементами электронного правительства, такими, как ФГИС Единая система идентификации и аутентификации», единая система межведомственного электронного взаимодействия, ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (п.20).
Также обеспечивается ее интеграция с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными ИС, создаваемыми в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ и содержащими информацию, подлежащую включению в ИС в соответствии с составом информации, либо обеспечивающими доступ к ней.
Поставщиками информации являются (п.21):
Персонификация сведений в ведомственных сегментах ИС осуществляется на основании страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) получателя мер социальной защиты.
В целях функционирования ИС обеспечивается ее интеграция с элементами электронного правительства, такими, как ФГИС Единая система идентификации и аутентификации», единая система межведомственного электронного взаимодействия, ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (п.20).
Также обеспечивается ее интеграция с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными ИС, создаваемыми в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ и содержащими информацию, подлежащую включению в ИС в соответствии с составом информации, либо обеспечивающими доступ к ней.
Поставщиками информации являются (п.21):
- Органы государственной власти (государственные органы);
- Государственные внебюджетные фонды;
- Организации, находящиеся в ведении органов государственной власти, предоставляющие меры социальной защиты (поддержки).
Пользователями являются поставщики информации и граждане (п.22).
Поставщики информации размещают ее в собственных информационных ресурсах, для ее дальнейшего предоставления в ИС (п.23).
В целях информирования граждан о предоставленных и предоставляемых им мерах социальной защиты (поддержки), оператор информационной системы обеспечивает отражение такой информации в личном кабинете гражданина на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе предоставление такой информации в виде электронного документа, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п.24).
Мой комментарий: Возникает вопрос - эта информация будет отражаться в личном кабинете по желанию гражданина или в обязательном порядке? Кроме того, не предусмотрена возможность получения ее не через личный кабинет, а иными способами. К сожалению, пока большинство тех, кто получает социальную помощь, не используют портал государственных услуг.
В целях обеспечения актуальности и достоверности информации о фамилии, имени, отчестве гражданина в ИС поставщиков информации и пользователей ИС, оператор обеспечивает передачу сведений об изменении фамилии, имени, отчества, поступивших в ИС из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п.25).
Мой комментарий: То есть предполагается оперативное взаимодействие ИС с Единым государственным реестром записей актов гражданского состояния.
Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, осуществляется в соответствии с требованиями федерального закона «О персональных данных» (п.26).
Согласие гражданина на обработку его персональных данных подтверждается заявлением, поданным гражданином в орган, предоставляющий меры социальной защиты (поддержки) (п.27).
Мой комментарий: Дальше по тексту документа я так и не нашла ответа на вопрос, что делать, если гражданин отозвал свое согласие и потребовал уничтожить его ПДн в системе. Кажется, впервые я встретила норму, обязывающую при оказании государственных услуг собирать еще и согласие на обработку ПДн.
С моей точки зрения, создание единой информационной системы не имеет особого смысла, если информация о гражданах будет включаться и исключаться из нее по их желанию. Неполная база данных не может быть использована для каких-либо серьезных аналитических или статистических исследований.
Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, может осуществляться исключительно в целях обеспечения прав граждан на социальную защиту (поддержку), установленных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.28).
Мой комментарий: Верите ли Вы в то, что если соответствующим службам потребуется доступ к этой информации с целью выявления и предотвращения незаконной, в том числе террористической деятельности, им её из системы не дадут? А как насчет выявления с помощью данной системы граждан, которые не имели права на социальную поддержку, и привлечения их за это к ответственности?
При обработке информации, подлежащей размещению в информационной системе, должны быть обеспечены (п.29):
Поставщики информации размещают ее в собственных информационных ресурсах, для ее дальнейшего предоставления в ИС (п.23).
В целях информирования граждан о предоставленных и предоставляемых им мерах социальной защиты (поддержки), оператор информационной системы обеспечивает отражение такой информации в личном кабинете гражданина на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе предоставление такой информации в виде электронного документа, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п.24).
Мой комментарий: Возникает вопрос - эта информация будет отражаться в личном кабинете по желанию гражданина или в обязательном порядке? Кроме того, не предусмотрена возможность получения ее не через личный кабинет, а иными способами. К сожалению, пока большинство тех, кто получает социальную помощь, не используют портал государственных услуг.
В целях обеспечения актуальности и достоверности информации о фамилии, имени, отчестве гражданина в ИС поставщиков информации и пользователей ИС, оператор обеспечивает передачу сведений об изменении фамилии, имени, отчества, поступивших в ИС из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п.25).
Мой комментарий: То есть предполагается оперативное взаимодействие ИС с Единым государственным реестром записей актов гражданского состояния.
Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, осуществляется в соответствии с требованиями федерального закона «О персональных данных» (п.26).
Согласие гражданина на обработку его персональных данных подтверждается заявлением, поданным гражданином в орган, предоставляющий меры социальной защиты (поддержки) (п.27).
Мой комментарий: Дальше по тексту документа я так и не нашла ответа на вопрос, что делать, если гражданин отозвал свое согласие и потребовал уничтожить его ПДн в системе. Кажется, впервые я встретила норму, обязывающую при оказании государственных услуг собирать еще и согласие на обработку ПДн.
С моей точки зрения, создание единой информационной системы не имеет особого смысла, если информация о гражданах будет включаться и исключаться из нее по их желанию. Неполная база данных не может быть использована для каких-либо серьезных аналитических или статистических исследований.
Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, может осуществляться исключительно в целях обеспечения прав граждан на социальную защиту (поддержку), установленных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.28).
Мой комментарий: Верите ли Вы в то, что если соответствующим службам потребуется доступ к этой информации с целью выявления и предотвращения незаконной, в том числе террористической деятельности, им её из системы не дадут? А как насчет выявления с помощью данной системы граждан, которые не имели права на социальную поддержку, и привлечения их за это к ответственности?
При обработке информации, подлежащей размещению в информационной системе, должны быть обеспечены (п.29):
- Проведение мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного доступа к ней и (или) передачи ее лицам, не имеющим права доступа;
- Своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
- Недопущение воздействия на региональные (ведомственные) сегменты ИС, в результате которого может быть нарушено их функционирование;
- Постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.
Мой комментарий: Жаль, что ничего не сказано об обеспечении точности информации.
Доступ к информации, содержащейся в ИС, посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия предоставляется (п.30-31):
Доступ к информации, содержащейся в ИС, посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия предоставляется (п.30-31):
- Уполномоченным должностным лицам органов власти и организаций посредством инфраструктуры взаимодействия при соблюдении требований законодательства РФ в сфере защиты ПДн;
- Уполномоченным должностным лицам иных ОГВ, государственных внебюджетных фондов посредством инфраструктуры взаимодействия в части доступа к аналитической отчетности, содержащейся в ИС;
- Физическим лицам - получателям мер социальной защиты (поддержки) в части персональной информации, предоставляемой посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, о назначенных им мерах социальной защиты (поддержки) и предоставленных услугах;
- Всем пользователям сети «Интернет» - к нормативно-справочной информации в сфере социальной защиты (поддержки).
Идентификация и аутентификация пользователей ИС (уполномоченных должностных лиц и физическим лицам) осуществляются с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (п.32).
Органы власти и организации, осуществляющие доступ к ИС посредством инфраструктуры взаимодействия, направляют запрос о предоставлении информации путем его формирования в электронной форме в своей ИС (п.34).
В федеральном сегменте ИС сохраняется информация о поступившем запросе и предоставленной по нему информации (п.37).
Направление запросов о предоставлении информации в целях получения персонифицированных сведений пользователем для осуществления деятельности, не связанной с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), не допускается, а должностные лица, направившие такие запросы в ИС, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (п.35).
Иные органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды для получения информации, содержащейся в ИС, направляют запрос о ее предоставлении путем обращения через личный кабинет (п.36).
Состав информации, предоставляемой конкретному пользователю, направившему запрос о предоставлении информации, определяется Министерством труда и социальной защиты РФ (п.38).
В информационной системе на основании запроса о предоставлении аналитической информации предоставляется доступ к агрегированным деперсонифицированным сведениям для формирования аналитической отчетности (п.39).
Информация о запросах, направленных пользователями хранится в ИС в течение 1 года, ее состав определяется оператором ИС (п.40).
Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=212876
Органы власти и организации, осуществляющие доступ к ИС посредством инфраструктуры взаимодействия, направляют запрос о предоставлении информации путем его формирования в электронной форме в своей ИС (п.34).
В федеральном сегменте ИС сохраняется информация о поступившем запросе и предоставленной по нему информации (п.37).
Направление запросов о предоставлении информации в целях получения персонифицированных сведений пользователем для осуществления деятельности, не связанной с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), не допускается, а должностные лица, направившие такие запросы в ИС, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (п.35).
Иные органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды для получения информации, содержащейся в ИС, направляют запрос о ее предоставлении путем обращения через личный кабинет (п.36).
Состав информации, предоставляемой конкретному пользователю, направившему запрос о предоставлении информации, определяется Министерством труда и социальной защиты РФ (п.38).
В информационной системе на основании запроса о предоставлении аналитической информации предоставляется доступ к агрегированным деперсонифицированным сведениям для формирования аналитической отчетности (п.39).
Информация о запросах, направленных пользователями хранится в ИС в течение 1 года, ее состав определяется оператором ИС (п.40).
Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=212876
Комментариев нет:
Отправить комментарий