вторник, 25 апреля 2017 г.

Французский подход к использованию электронных подписей, часть 1


Заметка Полианны Бигль (Polyanna Bigle – на фото) из юридической фирмы Lexing - Alain Bensoussan Avocats, специализирующейся в области информационного права и передовых технологий, была опубликована в 14-м номере (за март 2017 года) журнала Juristendances Informatique et Télécoms (JTIT, https://lexing.network/jtit-internationaleего название можно приблизительно перевести как «Правовые тенденции, связанные с внедрением ИКТ»), который выпускает ассоциация юридических фирм Lexing Network, созданная по инициативе Алана Бенсуссана и французской юридической фирмы Lexing - Alain Bensoussan Avocats.

По мере интенсификации электронного обмена информацией и перехода компаний на использование электронных технологий, ширится применение электронных подписей, особенно в банковском секторе и в страховом деле. Трудно и сложно? Вовсе нет! Электронная подпись проста, и использовать её может каждый. Попробуйте, Вам понравится!

Европейская директива 1999 года (речь идёт о Европейской директиве 1999/93/EC от 13 декабря 1999 года об электронных подписях - Directive 1999/93/EC of the European Parliament and of the Council of 13 December 1999 on a Community framework for electronic signatures, http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:31999L0093:EN:HTMLН.Х.), реализованная во французском законодательстве в соответствии с законом 2000 года «Об адаптации порядка представления доказательств к информационным технологиям и об электронной подписи» (Loi n° 2000-230 du 13 mars 2000 portant adaptation du droit de la preuve aux technologies de l'information et relative à la signature électronique, https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000399095&dateTexte=20170414 ), коренным образом изменила французский Гражданский кодекс.

Европейский закон eIDAS (Нормативно-правовой акт Европейского парламента и Совета № 910-2014 от 23 июля 2014 года «Об электронной идентификации и услугах доверия для электронных транзакций на внутреннем рынке» - Regulation (EU) no. 910/2014 of the European Parliament and of the Council of 23 July 2014 on electronic identification and trust services for electronic transactions in the internal market and repealing Directive 1999/93/EC, http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32014R0910&from=EN), действующий с 1 июля 2016 года, стал еще одной правовой революцией в электронно-цифровом мире. Он не только сделал новый шаг вперед в развитии законодательства в сфере электронных подписей, введя применимые во всем Евросоюзе единые правила, но также и установил концептуальные рамки для поставщиков услуг доверия, включающие определение услуг, единые процедуры признания поставщиков квалифицированными и транснациональные критерии признания.

Пункт 1 статьи 1367 Гражданского кодекса Франции, в которую в октябре 2016 года были внесены незначительные изменения (см. Code civil, https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?idArticle=LEGIARTI000032042476&idSectionTA=LEGISCTA000032037829&cidTexte=LEGITEXT000006070721&dateTexte=20170414#LEGIARTI000032042456 ), описывает функции подписи, будь то рукописной или электронной, вне независимости от вида носителя и процесса создания. Подпись:
  • Делает правовой акт совершенным;

  • Идентифицирует автора, подписавшего документ (и, следовательно, происхождение подписанного акта);

  • Подтверждает согласие сторон на обязательства, вытекающих из данного акта;

  • Обеспечивает аутентичность (является знаком доверия) в отношении акта, подписанного  государственным должностным лицом.
В соответствии со статьей 1367(2) Гражданского кодекса, электронная подпись предполагает использование «надежного процесса идентификации, гарантирующего  взаимосвязь подписи с тем актом, к которому она присоединена». Это определение электронной подписи соответствует описанным выше функциям подписи. Здесь авторучку заменяет «надежный процесс», который должен гарантировать идентификацию подписанта и целостность подписанного акта (что означает невозможность впоследствии изменить документ).

Особенность электронной подписи заключается в том, что на практике мы её не видим: обычно это сформированный с помощью хеш-функции код, которая «запечатывает» документ этой подписью и который основан на использовании электронного сертификата. В большинстве случаев электронные документы представлены в формате PAdES (так в оригинале. На самом деле автор хочет сказать, что документы чаще всего представлены в формате PDF и подписаны электронной подписью формата PAdES, который специально предназначен для подписания PDF-файлов – Н.Х.), который поддерживает электронную подпись, облегчая проверку факта подписания документа (зеленая галочка указывает на действительность подписи, также отображаются сведения из электронного сертификата, в том числе о личности подписанта, и отметка времени).

Мой комментарий: Сейчас готовится к публикации международный стандарт ISO/PRF 14533-3 «Документы и информация в управлении, торговле и промышленности - Варианты электронных подписей для долговременной сохранности  - Часть 3: Варианты для долговременной сохранности усиленных электронных PDF-подписей (PAdES)» (Processes, data elements and documents in commerce, industry and administration - Long term signature profiles - Part 3: Long term signature profiles for PDF Advanced Electronic Signatures (PAdES)), см. https://www.iso.org/standard/67937.html .

Обратите внимание, что собственноручная подпись на экране или отсканированной образ собственноручной подписи не являются электронной подписью. В то же время, гибридная (электронная и графическая) подпись, именуемая в уголовном праве «электронно-цифровой подписью» (signature numérique), считается действительной: в этом случае к документу прикрепляется образ подписи, совершенной на графическом или тактильном планшете для получения цифрового изображения; техническая надежность образа обеспечивается  защищенным устройством, включая уникальное «запечатывание» этого образа вместе с подписанным электронным документом и надежную аутентификацию подписанта, гарантирующую происхождение и целостность документа.

Помимо стандартных правил для сделок в простой письменной форме, использование электронных подписей регламентируется многими положениями отраслевого законодательства. Примерами могут служить:
Но не стоит беспокоиться: в отсутствие специальных требований будет применяться общий порядок, закрепленный в Гражданском кодексе и в законе eIDAS для электронной подписи.

В дополнение к электронной подписи, закон eIDAS ввел электронную печать. Она используется для подтверждения происхождения и целостности электронного документа, выпущенного юридическим лицом. Концепция электронной печати является новацией для французского законодательства лишь отчасти: она упоминалась и ранее, но только в «Общем руководстве по безопасности» (Référentiel Général de Sécurité, RGS) для государственных органов. Следует также отметить, что Швейцария также недавно ввела в своё законодательство это понятие; таким образом,  нововведение обеспечит «гармонизацию» с другими государствами-членами Евросоюза.

(Окончание следует, см. http://rusrim.blogspot.ru/2017/04/2.html )

Полианна Бигль (Polyanna Bigle)

Источник: сайт фирмы Lexing - Alain Bensoussan Avocats
https://www.alain-bensoussan.com/wp-content/uploads/2017/04/34237175.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий