Банком России от 27 декабря 2016 года № 572-П утверждено «Положение о требованиях к осуществлению деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг», которое вступит в силу 21 августа 2017 года.
Нормативно-правовой акт устанавливает:
- Требования к осуществлению деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, включая требования к регистрации документов, к ведению регистрационного журнала, к защите и хранению записей и документов, к составлению списков владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов и ипотечных сертификатов участия;
- Требования к правилам ведения реестра, включая требования к правилам ведения реестра владельцев инвестиционных паев;
- Порядок и сроки передачи реестра и документов, связанных с его ведением, указанному эмитентом (лицом, обязанным по ценным бумагам) держателю реестра в случае прекращения договора на ведение реестра, а также перечень указанных документов.
При ведении реестра его держатель организует систему учета документов, относящихся к ведению реестра, а также документов, связанных с учетом и переходом прав на ценные бумаги (п.1.1), которая должна обеспечивать наличие записи о любом документе, которые были получены или направлены держателем реестра (п.1.2).
При ведении реестра держатель осуществляет ведение учетных регистров, содержащих сведения в отношении лиц, которым открыты лицевые счета (зарегистрированные лица), в порядке, определенном внутренними документами держателя (п.1.3).
Записи в учетные регистры вносятся на основании анкеты зарегистрированного лица и иных документов, предусмотренных правилами ведения реестра (п.1.4).
Держатель реестра осуществляет:
- Ведение учетных регистров, содержащих записи о ценных бумагах, в отношении которых он оказывает услуги по учету прав, в порядке, определенном внутренними документами держателя реестра. Такие записи должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать указанные ценные бумаги (п.1.6);
- Ведение записей обо всех проведенных операциях в регистрационном журнале в хронологической последовательности (п.1.7);
- Хранение и защиту записей, а также в случае поступления запроса Банка России или в иных случаях, предусмотренных правилами ведения реестра, обеспечивает возможность визуализации и представления информации, содержащейся в указанных записях (п.1.8).
Мой комментарий: Очень нестандартный реквизит. Отмечу, что для того чтобы при регистрации не делать это вручную, необходимо, чтобы функционал системы делопроизводства позволял включать эту информацию в реестр в автоматизированном режиме.
Держатель реестра обеспечивает фиксацию информации о способе получения им документов (лично, почтовым отправлением, в виде электронного документа, через трансфер-агента, эмитента (лица, обязанного по ценным бумагам), агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, иным способом), а также возможность ее визуализации и представления в случае поступления соответствующего запроса Банка России (п.2.5).
Держатель реестра регистрирует в системе учета все формируемые им документы (п.2.6):
- Отчеты (уведомления) о совершении операций по лицевым счетам;
- Выписки из реестра по лицевым счетам;
- Отчеты (справки) об операциях, совершенных по лицевым счетам;
- Уведомления об отказе в совершении операции;
- Документы, содержащие информацию, связанную с осуществлением прав по ценным бумагам;
- Иные документы, формируемые держателем при осуществлении деятельности по ведению реестра.
Мой комментарий: А это уже установление функциональных требований к системе учета документов!
Держатель реестра регистрирует в регистрационном журнале (п.3.1):
- Открытие (закрытие) лицевых или иных счетов;
- Внесение каждой записи по лицевому счету (иному счету), а также каждой записи об изменении сведений о зарегистрированных лицах и о ценных бумагах.
В главе 4 установлены требования к защите и хранению записей и документов.
В электронных базах данных должны содержаться и храниться следующие записи (п.4.1):
- по лицевым счетам (иным счетам);
- в учетных регистрах;
- в регистрационном журнале;
- в системе учета документов.
Способы хранения учетных записей, содержащихся в электронных базах данных, должны обеспечивать возможность восстановления временной последовательности событий и действий работников держателя по внесению изменений в электронные базы данных, а также возможность идентификации лиц или программно-технических средств, которыми внесены данные изменения (п.4.4).
Держатель реестра осуществляет ежедневное резервное копирование учетных записей на электронные, оптические или иные носители информации, на которые не оказывают воздействия нарушения работы программно-технических средств обработки и хранения учетных записей. Программно-технические средства резервного копирования должны обеспечить возможность изъятия копий учетных записей без нарушения работы программно-технических средств и их резервного копирования (п.4.5).
В случае ликвидации держателя реестра и/или аннулирования лицензии, он по находящимся на хранении реестрам на дату прекращения договора составляет список и передает его на хранение на срок, оставшийся до истечения срока другому регистратору и/или в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую регистраторов, и/или в государственный или муниципальный архив в порядке, предусмотренном нормативными актами Российской Федерации об архивном деле (п.7.13).
Мой комментарий: Интересно, Росархив в курсе того, что на государственные и муниципальные архивы возложена обязанность хранения реестров ликвидированных держателей? Подозреваю, что нет.
Мой комментарий: С одной стороны, в документе установлены требования ко всему жизненному циклу документов держателей реестров, однако требование о передаче реестров в архивы, с моей точки зрения, утопично. Это документы временного срока хранения, и интереса для государственных архивов они не представляют.
Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=213018
Спасибо за Ваши комментарии. Почему Вы думаете, что это документы временного срока хранения? Понятно, что интереса они не представляют для Росархива, но вот приказ Минкультуры 588 устанавливает, что реестр акционеров - это документы постоянного хранения. Непонятно, хранить ли 5 лет после передачи или постояно.
ОтветитьУдалитьС уважением, Светлана
Добрый день, Светлана! Надеюсь, Вы в курсе того, что сроки и порядок хранения документов акционерных обществ, по закону, устанавливает Банк России, а не какое-то там Минкультуры :) При этом Банк России больно наказывает за неисполнение его требований, а вот за несоблюдение требований Перечня как таковое, если при этом не нарушены требования конкретных законов и нормативных актов, Вас никто не накажет. Хранение же документов стоит денег.
ОтветитьУдалитьЕсли же решать вопрос по существу, я бы в каждом случае проводила экспертизу ценности. Реестр акционеров ООО «Тушканчик» никому даром не нужен, а вот реестр акционеров крупных, структурообразующих (для страны, региона или муниципального образования) АО, с моей точки зрения, представляет исторический интерес.
добрый день! подскажите, а Банк может вести деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг?
ОтветитьУдалитьСтатья 8 «Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг» федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» устанавливает следующие требования:
ОтветитьУдалить• Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица;
• Держателем реестра по поручению эмитента или лица, обязанного по ценным бумагам, может быть профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра (регистратор), либо в случаях, предусмотренных федеральными законами, иной профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Явного запрета для банков в законе нет, так что банк, с моей точки зрения, может вести такой реестр - однако тогда он не будет «вправе совершать сделки с ценными бумагами эмитента, реестр владельцев которых он ведет».