суббота, 17 января 2015 г.

Правила формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации


Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 года № 4 утверждены «Правила формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».
Для справки: Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 387-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» дополнил статью 3 «Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» закона от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» новыми частями 8 – 16 (См.: http://rusrim.blogspot.ru/2014/01/blog-post_22.html )

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (база данных), содержащий в себе информацию, полученную от граждан, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и иных полномочных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих в регистрацию и снятие граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания.
Создание и ведение базы данных осуществляется оператором - Федеральной миграционной службой, которая вправе самостоятельно выбирать применяемые информационно-телекоммуникационные технологии, программные и технические средства, используемые для создания базы данных и обеспечения ее функционирования (п.2).

База данных ведется в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы. Ведение базы данных на бумажных носителях не допускается.

Сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование информации в базе данных осуществляется в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством РФ в области персональных данных (п.4).

В базу данных включается информация, поступающая от (п.5):
  • Территориальных органов Федеральной миграционной службы и их структурных подразделений;

  • Администраций учреждений, осуществляющих регистрацию и снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ (поставщик информации), а также от граждан РФ, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и иных полномочных органов, органов местного самоуправления.
Мой комментарий: Опять возникает серьезное противоречие – с одной стороны, медицинская организация не имеет права разглашать персональные данные своих пациентов (сам факт пребывания человека в определенном медицинском учреждении о многом может рассказать) ; с другой – постановление Правительства устанавливает требование о предоставлении информации в Федеральную миграционную службу. 

Я уже рассказывала о том, как аналогичная формулировка была включена в приказ Федеральной миграционной службы России от 12 марта 2014 года № 181 «О порядке направления информации о регистрации и снятии с регистрационного учета по месту пребывания граждан Российской Федерации», и  органы миграционного учета требовали от медицинских организаций предоставления и информации о пациентах.(см.: http://rusrim.blogspot.ru/2014/09/blog-post_10.html )

В базу данных включается информация, поступающая в форме (п.6):
  • Электронных документов, подписанных уполномоченным должностным лицом поставщика информации, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;

  • Документов на бумажных носителях, которые при поступлении переводятся в электронный вид и подписываются лицом, осуществляющим перевод в электронный вид документов с бумажных носителей, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Мой комментарий: Поскольку не все поставщики информации смогут предоставлять ее в электронном виде, то органам миграционного учета придётся заниматься переводом бумажных документов в электронный вид.

Информационное взаимодействие Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов осуществляется с администрациями (п.8):
  • гостиниц,
  • санаториев,
  • домов отдыха,
  • пансионатов,
  • кемпингов,
  • туристических баз,
  • медицинских организаций или других подобных учреждений,
  • учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ,
Информация администрациями этих учреждений представляется в электронной форме следующими способами:
  • «непосредственно» (интересно, что под этим имеется в виду – Н.Х.);

  • направление информации с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи;

  • направление информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей;

  • направление информации с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций
Передача информации осуществляется на основании соглашений о взаимодействии, типовая форма которых устанавливается ФМС.

Информация хранится в базе данных в двух режимах - оперативном и архивном. В оперативном режиме информация хранится в форме, доступной для формирования ответов на поступающие к оператору запросы, если со дня снятия с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации прошло менее 5 лет. В ином случае информация хранится в архивном режиме (п.10).

Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации установлен законодательством об архивном деле в РФ.

Мой комментарий: Какое интересное утверждение! Похоже, авторы этих Правил не в курсе того, что законодательство об архивном деле не содержит указаний о том, как именно следует обеспечивать постоянное архивное хранение баз данных…

В базе данных информация хранится без ограничения срока (п.11).

Мой комментарий: Как специалист по управлению документами, не могу не спросить: без ограничения срока – это сколько? Нет в нашей практике подобного срока хранения. Если речь идёт о постоянном хранении, то это так и надо сказать. Если же предполагается, что сроки хранения будет устанавливать оператор системы, то и это следовало сказать человеческим языком.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173355

Комментариев нет:

Отправить комментарий