воскресенье, 12 декабря 2021 г.

Судебная практика: Увольнение с воинской службы за высказывания в интернете

Социальные сети уже давно стали «головной болью» органов государственной власти всех стран мира, в том числе и в вопросе правомочности их использования государственными служащими, включая военнослужащих, в личных целях.

В нашей стране на уровне законодательства введены определенные ограничения на использование социальных сетей государственными служащими.

Для справки: Согласно п.1.1 ст.7 федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием сети «11нтернет» распространять или предоставлять информацию, позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам.

Центральный окружной военный суд в марте 2021 года (апелляционное определение №3-А-100/2021) вынес решение по делу №2а-312/2020, в котором именно использование социальных сетей стало основанием для увольнения из армии.

Суть спора

Гражданин проходил военную службу по контракту в войсковой части с 2019 года.

В июле 2020 года офицер службы защиты государственной тайны выявил факт размещения в сети «Интернет» видеозаписи, на которой военнослужащий публично высказался в поддержку обращения руководителя религиозного объединения схиигумена Сергия, содержащего крайне резкие негативные публичные высказывания, суждения и оценку в отношении деятельности Президента РФ и Министра обороны РФ по поводу руководства Вооруженными Силами РФ, а также в отношении офицеров Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением ими обязанностей военной службы.

Кроме того, гражданин в присутствии этого священника разгласил информацию, позволяющую определить его личность и принадлежность к Вооруженным Силам, и сам допустил негативные публичные высказывания в отношении солдат, высших офицеров и военнослужащих Вооруженных Сил РФ.

В данной связи в отношении военнослужащего был составлен протокол о грубом дисциплинарном проступке. За данный проступок приказом командира войсковой части на него было наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии. Кроме того, ввиду однократного нарушения обязательств, связанных с защитой государственной тайны, приказом того же должностного лица допуск военнослужащего к государственной тайне был прекращен.

Командир части во внеочередном порядке представил его на аттестационную комиссию части для решения вопроса о возможности дальнейшего прохождения военной службы, ввиду его отношения к военной службе и совершения нарушений, не соответствующим занимаемой должности

В августе 2020 года аттестационная комиссия пришла к выводу о том, что гражданин не соответствует занимаемой должности. и о целесообразности его досрочного увольнения с военной службы в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с ее прохождением, - за что единогласно проголосовали все члены аттестационной комиссии.

Командующий войсками ЦВО приказом в августе 2020 года досрочно уволил истца с военной службы.

Гражданин оспорил законность действий командира войсковой части, связанных с привлечением его к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, утверждением заключения аттестационной комиссии воинской в части о несоответствии занимаемой должности и целесообразности досрочного увольнения с военной службы в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с ее прохождением.

Кроме того, в иске гражданин оспорил приказ командующего войсками Центрального военного округа об увольнении с военной службы по названному основанию.

Решением Екатеринбургского гарнизонного военного суда в ноябре 2020 года в удовлетворении данного административного иска было отказано.

Позиция Центрального окружного военного суда

Центральный окружной военный суд в марте 2021 года (апелляционное определение №33-А-100/2021) по делу №2а-312/2020 отметил, что из видеоролика в сети «Интернет», гражданин демонстративно на видеозапись после выступления священника обратился к неопределенному кругу лиц с заявлением, в котором представился, назвав свои имя, фамилию и отчество, сообщил свое воинское звание офицера и указал о полной буквальной поддержке выступления священнослужителя.

Кроме того, он обратился к военнослужащим Российской Федерации, в том числе К высшим офицерам, с упреком в связи с исполнении обязанностей военной службы по защите государства.

Суд отметил, что факт совершения истцом указанного проступка и виновность в нем полностью подтверждены исследованными по делу доказательствами. Соответственно, наложение дисциплинарного взыскания за данный проступок является правомерным.

Помимо распространения сведений о своей принадлежности к ВС РФ, истец также публично выразил свое согласие с религиозными воззрениями священнослужителя. Этим гражданин также нарушил установленные нормативными правовыми актами запреты, т.е. совершил другой дисциплинарный проступок, не совпадающий по объективной стороне с проступком, выразившемся в распространении информации о принадлежности к Вооруженным Силам РФ.

По мнению суда, лишение допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, дисциплинарным наказанием не является и производится в соответствии со ст. 23 Закона РФ «О государственной тайне» вследствие нарушение лицом взятых на себя обязательств, связанных с защитой государственной тайны.

Окружной военный суд в этой связи констатировал, что каких-либо нарушений процедуры увольнения истца с военной службы не допущено.

Как следует из аттестационного листа, заключение аттестационной комиссией дано не только по причине допущенных нарушений, а на основании полного и объективного изучения совокупности данных о личности гражданина и результатов его служебной деятельности, а именно с учетом:

  • Его отказа от постановки на электронный учет системы контроля, управления, доступом и заказа питания (СКУД-ЗП);

  • Его отказа от изготовления электронного паспорта военнослужащего и электронной карты вакцинации, мотивированным религиозными убеждениями;

  • Заявленного им на офицерском собрании отказа от выполнения боевых задач за пределами Российской Федерации;

  • Отказа летного состава от выполнения полетов в составе экипажа с ним;

  • Нарушения запрета на использование служебного положения в интересах религиозных объединений, а также для пропаганды отношения к ним;

  • Нарушения запрета на публичные высказывания, суждения и оценки в том числе, в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей.

Суд апелляционной инстанции согласился с оценкой совершения им значительных и существенных отступлений от требований военного законодательства, свидетельствующих об утрате им необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.

Окружной военный суд оставил без изменения решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда, принятое по административному иску гражданина к командующему войсками ЦВО и командиру войсковой части, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=OFS;n=6013

Комментариев нет:

Отправить комментарий