пятница, 23 февраля 2018 г.

Вопрос коллеги: Проблема «брошенных архивов» и метод её законного решения


Вопрос: Если Вас не затруднит, не могли бы Вы поделиться информацией по проблеме «брошенных архивов» и методе её законного решения?

Суть вопроса проста до боли: кто может являться сдатчиком документов на хранение, и кто будет нести ответственность за их аутентичность (мы уже имели прецеденты, когда колхознику документально была начислена з/п в разы превышающая среднюю по региону в те годы; и бесконечные тяжбы по объяснению того, что архивы в справках не делают выводы, а лишь констатируют факты - следствием чего стало множество прокурорских проверок по данным фактам).

Документы хочет передать абсолютно сторонняя ООО, которая приобрела помещения и обнаружила там эти документы.

Вот и получается, что и договор заключить не с кем, и акт подписать со стороны сдатчика может только юридическое лицо, не являющееся собственником документов. Я пытался осуществить поиск ликвидаторов, но в основном тщетно. Чаще всего они назначались судом не из нашего региона и (или) давно прекратили свою деятельность или самоликвидировались. Вот и получается чаша весов - желание помочь людям и юридическая ответственность за осуществление этих мероприятий в разрез 125-ФЗ.


Ответ: Ситуация с документами ликвидированных организаций остается патовой, и, насколько я понимаю, такое положение дел характерно для всей страны. Ну а то, что орган государственной власти, который в силу возложенных на него функций как раз должен был решать такого рода вопросы, за двадцать лет ничего не сделал, чтобы «разрулить» ситуацию, вызывает у меня горькое чувство …

Проблема заключается в том, что в рамках существующей законодательно-нормативной базы руководители архивов, действующие в интересах страны и ее граждан и принимающие на хранение документы, являющиеся чужой собственностью, рискуют быть привлеченными к административной и даже уголовной ответственности за нецелевое использование средств регионального или муниципального бюджета. По моей информации, такие случаи уже имели место в ряде регионов.

Что, мне кажется, можно сделать: если руководство Вашего региона готово действовать решительно, можно на региональном уровне внести в законодательство нормы, позволяющие решать проблему на основании норм гражданского права.

Решение строится на том, что документы являются частью имущества организации, и они могут быть признаны решением суда безхозяйными, что дает возможность региональным органам государственной власти признать их своей собственностью и, таким образом, устранить правовую коллизию.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ

Статья 225. Бесхозяйные вещи

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Статья 226. Движимые вещи, от которых собственник отказался

1. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

2. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.

Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Этот подход использован в Омской и Рязанских областях. Коллеги добились включения соответствующих положений в свои региональные законы об архивном деле:
Закон Омской области от 12.09.2011 № 1385-ОЗ «Об архивном деле в Омской области» (принят Постановлением ЗС Омской области от 31.08.2011 N 227)

Статья 6. Бесхозяйные архивные документы

1. От имени Омской области в правоотношениях по принятию бесхозяйных архивных документов в государственные архивы Омской области выступают государственные архивы Омской области.

2. В случае обнаружения бесхозяйных архивных документов граждане, организации вправе сообщить об условиях и месте нахождения указанных документов в уполномоченный орган и содействовать их передаче в государственные архивы Омской области.

3. Бесхозяйные архивные документы до их принятия в государственные архивы Омской области хранятся в зданиях, помещениях, в которых они были обнаружены. При этом запрещается осуществлять действия, влекущие ухудшение физического состояния (гибель, утрату) бесхозяйных архивных документов и научно-справочного аппарата к ним, а также перемещение указанных документов за пределы зданий, в которых они обнаружены, за исключением случаев ликвидации организации, обнаружившей бесхозяйные архивные документы.

4. Организациям и индивидуальным предпринимателям, которые обеспечили за счет собственных средств отбор и упорядочение бесхозяйных архивных документов в целях передачи их в государственные архивы Омской области, гарантируется возмещение произведенных на эти цели расходов за счет средств областного бюджета в порядке, установленном Правительством Омской области.

Закон Рязанской области от 14.07.2015 N 44-ОЗ (ред. от 07.12.2016) «Об архивном деле в Рязанской области» (принят Постановлением Рязанской областной Думы от 24.06.2015 N 218-V РОД)

Статья 10. Принятие на учет архивных документов, не переданных в установленном порядке на хранение в архивы

1. В случае обнаружения документов, не переданных в установленном порядке на хранение в архивы (далее - бесхозяйные документы), уполномоченный орган исполнительной власти Рязанской области в сфере архивного дела осуществляет экспертизу ценности бесхозяйных документов на предмет установления их исторической ценности либо социальной значимости.

2. Бесхозяйные документы, признанные по результатам экспертизы ценности архивными, передаются в государственные или муниципальные архивы Рязанской области в соответствии с действующим законодательством.
Отмечу, что какой-либо информации о том, насколько эффективно эти нормы работают в данных регионах, в открытом доступе я не нашла. В любом случае они позволяют значительно снизить риски.

Также я нашла информацию о том, что Государственный архив документов по личному составу Свердловской области 3 апреля 2017 года сообщил о поступлении бесхозяйных документов в I квартале 2017 года:
Поступление бесхозяйных документов в I квартале 2017 года, 3 апреля 2017 года, http://гадлссо.рф/novosti/postuplenie_beshozyaynyh_dokumentov_v_i_kvartale_2017_goda/

В целях сохранности документов по личному составу, а также защиты социальных прав граждан в первом квартале 2017 года были приняты на хранение бесхозяйные документы по личному составу:
  • Государственное предприятие «Карпинский машиностроительный завод» за 1981 - 1993 годы в количестве 182 единицы хранения в филиал архива Северного управленческого округа (г. Карпинск);

  • Открытое акционерное общество «Уральский завод прецизионных сплавов» за 1976 – 2002 годы в количестве 2459 единиц хранения в филиал архива Восточного управленческого округа (г. Ирбит).
Ключевым моментом, с моей точки зрения, является готовность руководства Вашего региона взять на себя финансирование архивного хранения «не своих», но важных для региона и его жителей документов.

В любом случае архивистам нужно взять за правило в подобного рода «скользких» ситуация советоваться с юристами, в том числе получать от них официальное заключение, тем самым подстраховывая себя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий