В октябре 2012 года арбитражный суд Новгородской области рассмотрел дело № А44-5910/2012, в котором оценил правомочность претензий Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Новгородской области к территориальной избирательной комиссии Великого Новгорода по соблюдению обязательных требований по обработке персональных данных.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд подробно рассмотрел все претензии Роскомнадзора и по каждому из 8 пунктов проверки вынес свое мотивированное решение.
Суть спора
Управлением Роскомнадзора по Новгородской области в апреле 2012 года была проведена плановая выездная проверка территориальной избирательной комиссии Великого Новгорода соблюдения обязательных требований в сфере обработки персональных данных.
По ее результатам в действиях избирательной комиссии были выявлены нарушения Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и было выдано предписание об их устранении.
Избирательная комиссия не согласилось с вынесенным предписанием и оспорила его в судебном порядке.
Позиция Арбитражного суда Новгородской области
Суд первой инстанции признал, что плановая проверка в отношении комиссии была проведена Управлением Роскомнадзора без согласования и опубликования на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ плана проведения ежегодных плановых проверок на 2012 год и сведений о предстоящей плановой проверке в отношении комиссии.
Арбитражный суд удовлетворил требование избирательной комиссии о признании незаконным предписания и обязал Управление Роскомнадзора по Новгородской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов избирательной комиссии путем отмены предписания.
Позиция Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда
В ходе проведения мероприятия государственного контроля были выявлены следующие нарушения обязательных требований:
1. Несоответствие содержания письменного согласия субъекта ПДн на обработку персональных данных требованиям законодательства РФ.
В бланках согласия гражданина на обработку персональных данных отсутствовали:
- Адреса оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
- Перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общего описания используемых оператором способов обработки персональных данных;
- Срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва.
Для справки: согласно подпункту «а» пункта 7 Постановления № 687, при использовании типовых форм документов должны соблюдаться следующие условия: типовая форма или связанные с ней документы (инструкция по ее заполнению, карточки, реестры и журналы) должны содержать сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, имя (наименование) и адрес оператора, фамилию, имя, отчество и адрес субъекта персональных данных, источник получения персональных данных, сроки обработки персональных данных, перечень действий с персональными данными, которые будут совершаться в процессе их обработки, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных.На этом основании суд признал обоснованными требования привести типовые формы документов, разработанных и используемых ТИК Великого Новгорода, в соответствие с требованиями постановления суда.
2. Отсутствие в тексте договора об оказании услуг по организации и осуществлению ведения бухгалтерского учета с бухгалтером избирательной комиссии существенных условий по обеспечению конфиденциальности и безопасности ПДн при их обработке:
- Перечня действий с ПДн, которые будут совершаться;
- Требований к защите обрабатываемых ПДн.
3. Отсутствие лица, ответственного за организацию обработки персональных данных.
Избирательная комиссия ссылается на то, что такое лицо определено распоряжением в декабре 2009 года. Однако из буквального текста распоряжения следует, что секретарь комиссии отвечает лишь за сбор и хранение данных, но не за их обработку.
Суд отметил, что предписание Роскомнадзора по Новгородской области об устранении указанного нарушения является обоснованным и на момент судебного разбирательства уже было устранено.
4. Необеспечение оператором доступа к постановлению администрации Великого Новгорода об утверждении «Порядка обработки персональных данных структурными подразделениями администрации Великого Новгорода», утвержденному в 2009 году, определяющее политику в отношении обработки персональных данных, которым руководствуется избирательная комиссия. Соответствующая информация отсутствует на информационных стендах избирательной комиссии и на официальном сайте для ознакомления заинтересованных лиц.
Суд отметил, что поскольку обязанность обеспечить неограниченный доступ к соответствующему документу возложена на оператора, которым является избирательная комиссия, ссылка заявителя на невыполнение данной обязанности администрацией Великого Новгорода не принимается.
По мнению суда, требования избирательной комиссии о признании их незаконными удовлетворению не подлежит.
Помимо этого, управлением выявлены иные нарушения, претензии по которым к избирательной комиссии судом апелляционной инстанции были признаны незаконными:
5. Отсутствие у оператора мест хранения персональных данных/материальных носителей, перечня лиц, осуществляющих обработку ПДн либо имеющих к ним доступ;
6. Осуществление деятельности по обработке ПДн без уведомления уполномоченного органа;
ТИК фактически обрабатывает персональные данные:
- Физических лиц, состоящих в гражданско-правовых отношениях (например, бухгалтер);
- Членов ТИК с правом решающего голоса в количестве 13 человек, включая 1 работник ТИК;
- Членов участковых избирательных комиссий и кандидатов в члены участковых избирательных комиссий;
- Граждан, включенных/не включенных в списки избирателей (избиратели).
Для справки: Пунктом 7 Части 2 статьи 22 закона № 152-ФЗ установлено, что оператор вправе осуществлять без уведомления обработку персональных данных: включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка.Суд апелляционной инстанции отметил, что осуществление обработки ПДн физических лиц, состоящих в гражданско-правовых отношениях, членов ТИК с правом решающего голоса, членов и кандидатов в члены участковых избирательных комиссий, подпадает под исключения, установленные пунктом 8 части 2 статьи 22 Закона № 152-ФЗ, поскольку отсутствую доказательства того, что ПДн вышеперечисленных субъектов проходят автоматизированную обработку и являются общеизвестными.
Для справки: Пунктом 8 Части 2 статьи 22 Закона № 152-ФЗ установлено, что оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных: обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, устанавливающими требования к обеспечению безопасности ПДн при их обработке и к соблюдению прав субъектов ПДн.Суд отметил, что перечень мер, установленный Постановлением № 211, носит общий характер для всех операторов ПДн, а предписания в адрес конкретного юридического лица должны носить конкретный характер, отражать содержание нарушения исходя из тех обстоятельств, которые установлены по результатам проверки. Пункт оспариваемого предписания конкретных требований не содержит, в связи с чем его нельзя признать исполнимым.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд отменил решение Арбитражного суда Новгородской области в части признания незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новгородской области по пунктам 1, 3, 4, 6, 7. В остальной части решение Арбитражного суда Новгородской области было оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в апреле 2013 года оставил без изменения постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда, а кассационную жалобу Территориальной избирательной комиссии Великого Новгорода - без удовлетворения.
Источник: Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации / Электронное правосудие по экономическим спорам
http://www.arbitr.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий