пятница, 31 июля 2015 г.

Использование электронных документов при взаимодействии с органами государственной власти


Каждый раз, когда заходит речь о расширении сферы применения электронных документов в государственном управлении и деловой деятельности, в первую очередь приходится говорить о законодательной базе и тех положениях, которые регулируют их использование.  Совершенствование законодательства по этому вопросу последние пять лет идет, как правило, путем внесения изменений в уже действующие законодательные акты, при этом значительная часть таких новшеств связана с регулированием использования электронных документов в конкретных, достаточно узких сферах деятельности. Значительно реже в законодательство вносятся положения, регулирующие вопросы их использования в целом.

Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены ограничений на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления» внес изменения сразу в семь федеральных законов, но самыми важными, с моей точки зрения, стали новые положения, введенные в федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Закон дополнен статьей 11¬-1 «Обмен информацией в форме электронных документов при осуществлении полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления», которая вступит в силу 10 января 2016 года.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в пределах своих полномочий обязаны предоставлять по выбору граждан и организаций информацию в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и/или документов на бумажном носителе, за исключением случаев, если иной порядок предоставления такой информации установлен федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения в установленной сфере деятельности (п.1 ст. 11-1).

Мой комментарий: Отмечу несколько важных моментов. Во-первых, переход на электронное взаимодействие, если его обязательность не установлена федеральным законом, возможен только по инициативе граждан и организаций. При этом требование подписывать всю предоставляемую информацию усиленной квалифицированной электронной подписью я считаю избыточным.

Во-вторых, закон распространяет эти требования не только на органы государственной власти, но и на «организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия». При этом в законодательстве отсутствует перечень этих «публичных полномочий», или хотя бы намек на то, какие организации, по мнению законодателя, их исполняют. Это означает, что точно сказать, на какие именно организации распространяются данные требования, практически невозможно, и в случае возникновения споров придется выяснять отношения в суде.

Кроме того, возникает законный вопрос: что делать государственным органам и организациям, если они не смогут обеспечить электронное взаимодействие с гражданами по не зависящим от них обстоятельствам и причинам?

Информация, необходимая для осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, может быть представлена в них гражданами и организациями в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, если иное не установлено федеральными законами, регулирующими правоотношения в установленной сфере деятельности  (п.1 ст. 11-1).

Мой комментарий: Стоит обратить внимание на то, что если документы, исходящие от органов государственной власти и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, требуется подписывать только усиленной квалифицированной электронной подписью, то вид электронной подписи, который должны использовать граждане и организации, не установлен, что предполагает дополнительное нормативное регулирование данного вопроса в каждом конкретном случае.

Требования к осуществлению взаимодействия в электронной форме граждан и организаций с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и порядок такого взаимодействия устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (п.3 ст. 11-1).

Мой комментарий: Отмечу, что такие общие положения, установленные на законодательном уровне и связанные с использованием электронных документов, важны, поскольку именно они позволяют установить единообразный подход к работе в электронной среде для всех государственных органов и организаций. Однако ключевым моментом в данном случае является ответ на вопрос о том, каким образом процедура взаимодействия будет организована. Это можно будет понять только после принятия подзаконных нормативно-правовых актов.

Кроме того, законом внесены изменения, связанные с использованием электронных документов в конкретных сферах деятельности, в следующие законодательные акты:
  • Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи»;

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;  

  • Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

  • Федерального закона от 14 марта 2009 года № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними»;

  • Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182652  

Комментариев нет:

Отправить комментарий