суббота, 31 декабря 2022 г.

Немного истории: 11 лет назад был опубликован отчёт Международного совета архивов об аутентичности электронных документов

В последнее время Международный совет архивов (МСА) регулярно напоминает о своих былых заслуга (отчасти ввиду отсутствия новых :)).

В ноябре 2022 года в качестве «ресурса месяца» (см. https://www.ica.org/en/resource-of-the-month-ica-study-ndeg13-1-authenticity-of-electronic-records-a-report-by-ica-to ) был предложен научно-исследовательский отчёт ICA Study №13-1 «Аутентичность электронных документов» (Authenticity of Electronic Records), подготовленный для ЮНЕСКО комитетом МСА по правовым вопросам архивного дела (Committee on Archival Legal Matters).

Данный 17-страничный документ был опубликован 20 лет тому назад, в ноябре 2002 года, см. https://www.ica.org/sites/default/files/ICA_Study-13-1-Authenticity-of-electronic-records-ICA-Report-to-UNESCO_EN.pdf

О содержании документа в его вводной части говорится так:

«Основное внимание в этом отчёте уделяется выявлению проблем, которые архивисты и специалисты по управлению документами должны иметь в виду, чтобы обеспечить аутентичность электронных документов.

Во-первых, будет объяснено понятие «аутентичности». Обсуждение будет общим, без привязки к какому-либо национальному законодательству (уже сама эта оговорка как бы намекает на то, что на самом деле отчёт опирается на конкретную систему права – а именно, на английское право – Н.Х.).

Далее будет проиллюстрировано влияние технологий на аутентичность, а также будут рассмотрены национальные законы и другие предметы исследования, связанные с аутентичностью электронных документов.

Наконец, будут обсуждены некоторые рекомендации для будущих действий.»

В новости на сайте МСА, в частности, говорится:

«Привлечение внимания к данному документу в качестве «ресурса месяца» даёт читателям возможность задуматься о том, насколько много или насколько мало было достигнуто в этой области за прошедшие 20 лет.

Проводя сегодня анализ данного отчёта, можно увидеть, в какой степени он по-прежнему актуален и в какой мере нуждается в доработке, и в то же время оценить, насколько далеко продвинулись архивисты и насколько улучшилась ситуация с тех пор.

В частности, отчёт можно использовать в качестве инструмента для анализа конкретной ситуации в странах, которые представляет каждый из читателей, поскольку достигнутый прогресс будет отличаться от страны к стране.»

Содержание документа следующее:

1. Введение
2. Аутентификация
3. Влияние новых технологий на аутентичность
4. Национальное законодательство и аутентичность
5. Текущие проекты и законодательство
6. Выводы и рекомендации
Приложение
Библиография
Глоссарий

Выскажу теперь свои впечатления от отчёта после перечитывания его спустя где-то 15 лет. Естественно, разделы 4 и 5 устарели, а вот высокоуровневые, написанные технологически нейтрально разделы 2, 3 и 6 по-прежнему актуальны – во многом потому, что из-за постоянного обновления технологий к решению проблемы обеспечения аутентичности, особенно при долговременном хранении, приходится всё время возвращаться заново. Возникает сильное ностальгическое чувство – ведь были же времена, когда Международный совет архивов не зря коптил небо!

Что же касается необходимых изменений, то, с моей точки зрения, стоило бы сделать следующее:

  • Более точно описать смысл понятия «аутентичность» с учётом особенностей современной электронной среды, поскольку формальное определение, заимствованное из стандарта ISO 15489-1 (в который оно перешло из «бумажной» дипломатики), является недодуманным и недостаточным, и его – как показывает опыт российской адаптации стандарта – легко можно неверно интерпретировать.

    Фактически, аутентичность - это точное знание происхождения документа и последующей истории его использования, хранения, преобразования и доступа.

  • Двадцать лет назад уже сама постановка проблемы обеспечения аутентичности электронных документов была огромным шагом вперёд, однако сегодня этого недостаточно. Сейчас нам нужен конструктивный, технологически нейтральный высокоуровневый подход к обеспечению аутентичности, способный прилично работать даже в условиях правовой и технологической неопределённости, когда технологии, право и даже само общество непрерывно изменяются. Уверен, что если архивисты совместно с представителями других профессий сумеют предложить адекватную концепцию такого рода (конечно, надежда на это в текущих российских условиях пока что слабая – в стране нет ни идеологов, ни реальной архивной науки), её вполне могут поддержать законодатели и регуляторы.

    Я считаю, что данном случае за основу можно взять идеологию систем менеджмента ИСО (типа системы менеджмента качества), которая обеспечивает стабильность результатов и их защитимость, при необходимости, в ходе судебных разбирательств и расследований. Также должна продвигаться идея о том, что сегодня мы должны действовать добросовестно, проявляя разумную осмотрительность – и делая то, что в наших силах, с учётом имеющихся у нас ресурсов.

Источник: сайт МСА
https://www.ica.org/en/resource-of-the-month-ica-study-ndeg13-1-authenticity-of-electronic-records-a-report-by-ica-to
https://www.ica.org/en/ica-study-n%C2%B013-1-authenticity-electronic-records-report-ica-unesco
https://www.ica.org/sites/default/files/ICA_Study-13-1-Authenticity-of-electronic-records-ICA-Report-to-UNESCO_EN.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий