суббота, 22 февраля 2020 г.

Мнение: Революционные инновации не могут быть стратегией


Данная заметка Дика Вейсингера (Dick Weisinger – на фото) была опубликована 4 февраля 2020  года на блоге компании Formtek.

В чем разница между революционными / прорывными / трансформационными переменами (disruption) и инновациями?

В случае революционных перемен резко изменяется то, как мы думаем о объекте перемен, познаём или делаем его. При этом нечто уже имеющееся у нас превращается во что-то новое, обычно более эффективное и стоящее. Революция разрушает, но она также и создаёт.

Понятие инновации касается идей, переход от одной концепции к чему-то новому. Примерами является идея или изобретение, которое можно воплотить в продукт, удовлетворяющий определённую потребность. В случае инновации задача или проблема решается ранее не существовавшим способом. Это может быть как небольшая модификация, которая делает продукт лучше и удобнее в использовании, так и нечто большее, способное привести к созданию целой новой отрасли.

Революционные перемены и инновации - не одно и то же, но инновации потенциально могут стать революционными. Новые продукты и идеи часто имеют тенденцию снижать потребность в существующих продуктах и услугах, ранее решавших ту же или взаимосвязанную задачу.

В деловой деятельности революционными инновациями (disruptive innovation, https://en.wikipedia.org/wiki/Disruptive_innovation ) являются те инновации, что создают новые рынки, которые разрушают прежние, вытесняя устоявшиеся направления деловой деятельности и компании, продукты и альянсы.

Клейтон Кристенсен (Clayton Christensen – 1952-2020, профессор делового администрирования в Гарвардской школе бизнеса (США); наиболее известен своей теорией «революционных/прорывных/трансформационных инноваций» (disruptive innovation), впервые сформулированной в опубликованной в 1997 году книге «Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании» (The Innovator's Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail) – Н.Х.) писал в своей фундаментальной книге по прорывным инновациям, что «прорывные инновации изначально не конкурируют с лидерами рынка за массового потребителя, поскольку они уступают тому, кто уже есть на рынке. Эти продукты привлекательны для недообслуживаемой части рынка, по более низким ценам. Со временем продвигающая прорывные технологии сторона получает доход, инвестирует его в дополнительные функциональные возможности продуктов / предложений и начинает привлекать массового потребителя. Таким образом, прорывные инновации - это процесс».

Проблема заключается в том, что революционные инновации не являются стратегией. Изучение примеров инноваций такого рода показало, что только впоследствии можно будет оглянуться на новые идеи и действия и ретроспективно отнести их к революционным инновациям.

Сорен Каплан (Soren Kaplan, https://playbook.amanet.org/author/skaplan/ ), автор известной книги «Скачкообразное развитие: Использование силы сюрприза для прорывов в деловой деятельности» (Leapfrogging: Harness the Power of Surprise for Business Breakthroughs), пишет, что «инновации не бывают революционными «под заказ», так инновации не работают в реальном мире, когда Вы находитесь в процессе их внедрения - только ретроспективно об их революционности скажут летописцы» (см. https://playbook.amanet.org/disruptive-innovation-not-a-strategy/ ).

Дик Вейсингер (Dick Weisinger)

Мой комментарий: Думаю, жизнь всё-таки немножечко сложнее. Действительно, многие изменившие нашу жизнь нововведения первоначально не казались столь революционными (тот же Интернет, сыгравший трансформирующую роль лишь спустя десятилетия после своего создания). Однако революционность других была изначально вполне очевидна (это практически любой крупномасштабный инфраструктурный проект по строительству дорог, мостов, прокладке линий связи, коммунальных сетей и т.п.), о ней нередко позволяет судить уже накопленный исторический опыт или опыт внедрения где-то ещё.

Поэтому я полагаю, что в некоторых случаях частью стратегии всё-таки могут быть конкретные перемены, изначально воспринимаемые как революционные. Понимание их далеко идущего трансформирующего характера, связанных с ними рисков и отдачи имеет существенное значение для планирования действий, направленных на реализацию стратегии, да и для «выбивания» необходимого финансирования и ресурсов тоже. Другое дело, что революционность ещё не гарантирует успешность :)

Источник: блог компании Formtek
https://formtek.com/blog/disruptive-innovation-its-not-a-strategy/

Комментариев нет:

Отправить комментарий