среда, 5 февраля 2020 г.

Новые «Правила делопроизводства»: На какие документы они распространяются?


Как я обещала, начинаю рассказывать подробнее о новых «Правилам делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления» утвержденных приказом Федерального архивного агентства (Росархива) от 22 мая 2019 года № 71. Их действие распространяется на (п.1.3):
  • Федеральные органы государственной власти;

  • Иные федеральные государственные органы;

  • Органы государственной власти;

  • Иные государственные органы субъектов РФ;

  • Органы местного самоуправления.
Требования Правил применяются в части общих принципов работы с документами, а также подготовки следующих видов документов к передаче на архивное хранение (п.1.4):
  • Бухгалтерская документация;

  • Кадровая документация;

  • Иная специальная документация.
Мой комментарий: Это очень туманный пункт, и было бы проще, если бы авторы сказали, в какой части Правила на эти документы не распространяются. Получается, что в полной мере правила действуют только в отношении организационно - распорядительной документации (что именно входит в её состав, тоже вопрос «скользкий»), но явно это не сказано, а читать между строк большинство специалистов не умеет, да  и не обязано.

Действие Правил не распространяется на организацию работы с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну (п.1.5).

В отношении рассмотрения обращений граждан выделено три группы обращений, работа с которыми регулируется разными законодательными актами:
  • Порядок рассмотрения обращений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц и ведение делопроизводства по ним устанавливается в соответствии с федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (п.1.6);

  • Организация работы с запросами юридических и физических лиц о предоставлении информации о деятельности осуществляется в соответствии с федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (п.1.7);

  • Организация работы с запросами граждан и организаций о предоставлении государственных, муниципальных услуг осуществляется в соответствии с федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (п.1.7).
Мой комментарий: Непонятно, почему перечислены только эти три закона? В настоящее время порядок работы с обращениями граждан регламентируется и рядом других федеральных законов, причём по-разному. Не проще ли было бы включить в Правила норму о том, что обращения граждан и организаций рассматриваются на основании тех законов, по которым эти обращения рассматриваются?

На основе Правил делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления разрабатывается инструкция по делопроизводству, утверждаемая их правовым актом после ее согласования (п. 1.8):
  • На федеральном уровне - с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства;

  • На региональном и муниципальном уровне - с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере архивного дела или государственным (муниципальным) архивом в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Замечена, наконец, практика использования одной и той же СЭД несколькими государственными органами и учреждениями, и в п.1.9 новых «Правил» аккуратно сказано:
«1.9. В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, использующих единую систему электронного документооборота (далее - СЭД), может применяться инструкция по делопроизводству, устанавливающая единый порядок делопроизводства в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и/или органах местного самоуправления.»
Еще она нормой Росархив пытается закрыть брешь, связанную с отсутствием закона «О служебной тайне»:
«1.15. Содержание служебных документов (проектов документов) не подлежит разглашению, за исключением общедоступной информации о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, предоставляемой неограниченному кругу лиц в соответствии с законодательством РФ.»
Мой комментарий: Ключевым моментом, как мне кажется, является то, что в очередной раз документ получается низкоуровневый – слишком перегруженный деталями, свойственными лишь некоторым из возможных технологий работы с документами. В результате его положения вызывают много вопросов, и прежде всего вопрос о том, какие же документы подпадают под действие Правил. Получается, что не все, и это может только запутать людей, особенно если они не имеют прямого отношения документационно-архивной службе.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=342093

Комментариев нет:

Отправить комментарий