вторник, 29 июля 2014 г.

Утверждены «Требования к формату электронного документа, изготавливаемого для удостоверения его равнозначности документу на бумажном носителе»


Приказом Министерства юстиции РФ от 4 июля 2014 года № 152 утверждены «Требования к формату электронного документа, изготавливаемого для удостоверения его равнозначности документу на бумажном носителе».

Мой комментарий: Поражает безграмотность названия нормативного документа. Чувствуется, что в Минюст уже, видимо,  пришло «поколение ЕГЭ» :) Почему нельзя было сказать по-человечески, например, так: «Требования к формату нотариально заверяемой электронной копии бумажного документа»?

Для совершения нотариального действия по удостоверению равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе, предусмотренного статьей 103.8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I, нотариус или лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, изготавливает электронный образ документа на бумажном носителе, представленного лицом, обратившимся за совершением данного нотариального действия (п.1).

Электронный образ документа на бумажном носителе формируется в виде одного многостраничного файла изображения в формате TIFF (Tagged Image File Format). Сканирование документа должно производиться с разрешением не менее 300 dpi (точек на дюйм), в оттенках серого, глубина цвета не менее 8 бит на пиксель со сжатием LZW (Lempel-Ziv-Welch) (п.2).

Мой комментарий: Специалисты Минюста явно не в курсе того, что в ряде случаев цвет необходим для правильного восприятия документа, и в этих случаях сканирование в цвете – отнюдь не «роскошь».

Если электронный документ требуется для представления в орган государственной власти, орган местного самоуправления или внебюджетные фонды и нормативным правовым актом установлены требования к формату такого документа, нотариус изготавливает электронный образ документа с учетом этих требований в соответствующем формате (п.3).

Мой комментарий: Согласно этому положению, нотариусам перед удостоверением документа придется по справочно-правовым системам проверять, имеюттся ли какие-либо требования к форматам, не изменились ли они и т.д. И все равно будут риски того, что нотариус при изготовлении электронной копии ошибётся, что впоследствии может привести к непризнанию и не принятию документа.

В формируемый файл электронного документа, являющийся электронным образом документа, включается удостоверительная надпись, совершенная нотариусом в электронном виде (п.4).

Электронный образ документа, содержащий удостоверительную надпись, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса в формате PKCS#7 (отделенная электронная подпись в кодировке DER) (п.5).

Электронный документ, содержащий удостоверительную надпись и подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, передается (представляется) нотариусом лицу, обратившемуся за совершением нотариального действия, способом, согласованным с этим лицом (например, по электронной почте, на отчуждаемых машинных носителях, таких как CD/DVD-ROM, флэш-карты или иные устройства, используемые для переноса информации) (п.6).

Мой комментарий: Возникает вопрос, как будет фиксироваться факт передачи электронного документа, если нотариус пошлет его по электронной почте, и как нотариус будет доказывать, что он действительно направил документ заявителю.

Источник: ИА "ГАРАНТ"
http://www.garant.ru/hotlaw/federal/553852/ 

5 комментариев:

  1. Почему TIFF?
    Для межведомственного электронного взаимодействия рекомендованы совсем другие форматы. А насколько мне известно, нотариальные действия по заверению документов чаще всего относятся как раз к документам органов власти и местного самоуправления и их подведомственных государственных и муниципальных учреждений.
    И в очередной раз Росархив в стороне((((

    ОтветитьУдалить
  2. Наверное, потому, что в отличие от рекомендованных форматов, которые толком не "обкатаны" и для работы с которыми у гос.органов нет ПО (и даже рекомендаций относительно такого ПО нет) - формат TIFF уже много лет используется гос. и муниципальными органами всех уровней. Сказать по правде, TIFF ничем особенно не уступает тому же PDF/A (да и разработчик тот же) - он лишь не является в полной мере открытым стандартом :) В мире, кстати говоря, есть несколько стран, очень любящих этот формат, в том числе США.

    ОтветитьУдалить
  3. Цитаты:
    1. Электронный образ документа <..> формируется в виде <...> файла изображения в формате TIFF .
    2. В формируемый файл <...>, являющийся электронным образом документа, включается удостоверительная надпись, совершенная нотариусом в электронном виде.
    Вопрос.
    TIFF - это графический формат. Надпись - это текст. Куда и каким ПО ее предполагается включать в файл TIFF-формата?
    И каким ПО ее потом читать?
    Простите за анонимность.

    ОтветитьУдалить
  4. Думаю, речь здесь идет о включении в многостраничный графический образ документа дополнительного листа (также в графическом виде) с заявлением нотариуса о том, что он подтверждает тождественность электронного и бумажного документов. Читать это заявление (это НЕ ПОДПИСЬ нотариуса!) нужно старым дедовским методом ;) Затем уже готовый TIFF подписывается квалифицированной подписью нотариуса.

    ОтветитьУдалить
  5. Пожалуй. Но если читать буквы (я ж не юрист, а инженер, и привык делать так), то "надпись, совершенная нотариусом в электронном виде" - это никак не дополнительный лист, ибо на нем надпись будет "совершена" в виде вполне бумажном.
    Хотя, раз уж форматом закрыли возможности "выцепить" хоть что-то для обработки в электронном виде из самого документа, то недоступность обработки надписи - уже второй вопрос... Я так понимаю, что возможность заверения нотариусами чего-то вроде электронных карточек с реквизитами "бумажных" документов упомянута только косвенно в п.3? При этом, сдается мне, в тех форматах место для пресловутой надписи будет вряд ли. Я уж не говорю о софте у нотариусов для работы с ними)
    Еще раз простите за анонимность - LastPass дома оставил))

    ОтветитьУдалить