пятница, 20 октября 2017 г.

Совет по архивному делу: Результаты анкетирования по практике применения архивного законодательства


В докладе заместителя руководителя Росархива А.В. Юрасова «Проблемы комплектования государственных и муниципальных архивов на современном этапе» на заседании Совета по архивному делу при Росархиве 26 сентября 2017 года в Екатеринбурге были приведены интересные данные результатов анкетирования деятельности архивных учреждений по комплектованию, которое было проведено в рамках подготовки к заседанию Совета в государственные и муниципальные архивах 76 субъектов РФ и комплектующиеся федеральных государственных архивах.

Значительная часть поступивших предложений  связана с законодательным регулированием проблемы приема-передачи в государственные и муниципальные архивы документов, в том числе  по личному составу, ликвидируемых негосударственных организаций.
Доклад заместителя руководителя Росархива А.В. Юрасова «Проблемы комплектования государственных и муниципальных архивов на современном этапе» на заседании Совета по архивному делу при Росархиве

Участники анкетирования отмечают, что на практике возникают проблемы при реализации части 10 статьи 23 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации», в которой установлено, что документы ликвидированных негосударственных организаций подлежат передаче в соответствующий государственный или муниципальный архив. При этом Федеральный закон не определяет, какой архив следует считать соответствующим, если на территории муниципального образования имеются и государственный, и муниципальный архивы (в данном случае речь идет, прежде всего, о негосударственных организациях, не являющихся источниками комплектования какого-либо государственного или муниципального архива).

Федеральный закон также не определяет, должен ли договор, на основании которого документы передаются на хранение в соответствующий архив, быть возмездным или безвозмездным, что создает конфликтные ситуации в работе с ликвидационными комиссиями (ликвидаторами) и конкурсными управляющими.

В связи с этим предлагается внести дополнения в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации», а также разработать подзаконные нормативные правовые акты, которые определят основания и условия выбора соответствующего государственного или муниципального архива (в зависимости от формы собственности на архивные документы, территориальной принадлежности и иных критериев), порядок приема-передачи в архив документов ликвидированных организаций, в том числе на возмездной или безвозмездной основе, а также установят норму о передаче в архив документов по личному составу по территориальному признаку.
В анкетах было отмечено, что при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, ликвидационная комиссия или конкурсный управляющий не всегда организуют упорядочение документов, объясняя это отсутствием финансовых средств. Архивисты относят это к недобросовестности исполнения конкурсными управляющими своих обязанностей., Они поднимают вопрос об усилении контроля за состоянием обеспечения сохранности документов, находящихся на ведомственном хранении, в том числе, в случае ликвидации организаций, а также о повышении ответственности за нарушение законодательства об архивном деле.

В связи с этим предлагается:
  • Внести дополнение в статью 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» об обязательной передаче документов, относящихся к Архивному фонду РФ, и других архивных документов (в частности, по личному составу) в соответствующие государственные и муниципальные архивы, без документального подтверждения которой снятие с регистрации юридических и физических лиц, в том числе при ликвидации в ходе конкурсного производства, стало бы невозможным;

  • Внести дополнение в статью 13.20 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ, позволяющее дифференцировать административные правонарушения и ответственность за обеспечение сохранности архивных документов и соблюдение сроков их передачи на постоянное хранение (например, грубое нарушение нормативных требований хранения архивных документов, умышленное уничтожение архивных документов, нарушение сроков упорядочения архивных документов и передачи документов Архивного фонда РФ на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы), поскольку в действующей редакции данная статья не позволяет объективно оценить степень правонарушения и нанесенного ущерба гражданам и государству.
Мой комментарий: К сожалению, конкурсные управляющие действительно могут не иметь финансовых средств для того, чтобы оплатить работы по  обработке документов. Как мне кажется, стоит подумать над тем, как обеспечивать сохранность документов и финансирование обработки в таких случаях. Отмечу, что таких организаций много, очень много…

Кроме того, архивы предлагают принять комплекс мер по усилению контроля за соблюдением архивного законодательства:
  • Активизировать работу по реализации контрольных функций на федеральном уровне, которые в соответствии с Положением о Федеральном архивном агентстве, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2016 № 293, закреплены за Росархивом;

  • Внести дополнение в Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусмотрев закрепление за органами местного самоуправления контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в РФ на территории муниципального образования;

  • Внести дополнение в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусмотрев наделение архивных органов и учреждений полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением законодательства в области архивного дела негосударственными организациями;

  • Вернуть архивным органам на федеральном и региональном уровнях инспекторские функции с возможностью в случае установления факта совершения правонарушения применения соответствующих мер воздействия.
Мой комментарий: В настоящее время в Правительстве по поручению Президента РФ ведется работа над законопроектом «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации» с целью повышение эффективности деятельности органов контроля и надзора и снижение давления на бизнес (см.: http://open.gov.ru/events/5511235/ ). У меня большие сомнения в том, что архивам позволят вмешиваться в организацию хранения документов некоммерческих организаций, которые не являются источниками их комплектования.

Еще одно предложение связано с законодательной нормой части 3 статьи 23 закона «Об архивном деле», согласно которой негосударственным организациям предоставлено право на возмещение расходов, понесенных ими при проведении отбора и передаче в упорядоченном состоянии документов федеральной собственности, собственности субъектов РФ и, муниципальной собственности, находящихся в их владении, в государственные и муниципальные архивы за счет соответствующих бюджетов.

По мнению Росархива, данная норма никогда не работала и ее следует исключить из текста закона, поскольку при реорганизации государственных и муниципальных организаций с изменением формы собственности на негосударственную, архивные документы должны передаваться правопреемнику уже в упорядоченном состоянии.

Мой комментарий: Порядок передачи на государственное хранение документов ликвидированных организаций действительно требует уточнения норм закона, хотя бы для того, чтобы архивы в судах не решали вопрос о том, где же должны храниться документы тех или иных организаций. Однако предлагаемые коллегами меры, с моей точки зрения, вряд ли решат проблему. Они направлены, прежде всего, на расширение полномочий архивных органов в сфере контроля, а здесь нужен комплекс мер, направленных на создание условий по обеспечению сохранности документов в организациях. Проблема заключается в том, что эти документы в основном нужны гражданам для защиты своих пенсионных прав, а вот всем остальным, кто сейчас их обязан хранить, они не нужны - ни организациям, ни архивам.

Источник: сайт Федерального архивного агентства
http://archives.ru/reporting/report-yurasov-2017-sovet.shtml

Комментариев нет:

Отправить комментарий