воскресенье, 29 октября 2017 г.

Судебная практика: Без паспорта назначение пенсии невозможно


Внедрение информационных технологий в деловую деятельности и государственное управление приветствуется не всеми гражданами нашей страны, причем особенно часто «борцы с чипизацией» негативно воспринимают ведение различных баз данных, содержащих ту или иную информацию о них.  Есть люди, которые, чаще всего из религиозных убеждений, отказываются от использования документов даже на бумажных носителях, в том числе удостоверяющих личность.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в декабре 2015 года вынесла определение по делу, в котором рассматривался вопрос о том, можно ли назначить пенсию гражданину при отсутствии у него паспорта.

Суть спора


При подаче заявления о назначении трудовой пенсии по старости в Пенсионный Фонд гражданка сообщила, что из документов она имеет только свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, а ото всех остальных документов и идентификаторов, а именно, паспорта, СНИЛСа, ИНН, медицинского полиса она отказалась по своим религиозным убеждениям.

В марте 2014 года Пенсионный фонд отказал в регистрации и принятии заявления, сославшись на то, что к заявлению не приложены необходимые документы, подтверждающие личность, а свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, не является документом, подтверждающим личность заявителя, его возраст, место жительства, принадлежность к гражданству.

Гражданка обратилась в суд и просила признать незаконным отказ Пенсионного фонда в регистрации и принятии к рассмотрению заявления о назначении ей трудовой пенсии по старости, обязать УПФ РФ принять заявление с необходимыми документами, в том числе с документом, удостоверяющим личность - «Свидетельством об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке», выданным нотариусом г. Астрахани, обязать назначить ей трудовую пенсию по старости с даты обращения за ней - с 18 марта 2014 года.

Решением Ленинского районного суда г. Астрахани в октябре 2014 г. иск гражданки был удовлетворен. Суд признал незаконным отказ УПФ РФ в регистрации и принятии к рассмотрению заявления о назначении трудовой пенсии по старости.

На УПФ РФ была возложена обязанность принять ее заявление о назначении трудовой пенсии по старости с необходимыми документами на основании документа, удостоверяющего личность - «Свидетельства об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке» и назначить ей трудовую пенсию по старости.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда в декабре 2014 года решение Ленинского районного суда г. Астраханив в части удовлетворения требования о назначении трудовой пенсии по старости с 18 марта 2014 года  было отменено, по делу было принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В остальной части решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 15 октября 2014 г. оставлено без изменения.

Позиция Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ

В ноябре 2015 года кассационная жалоба с делом была передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ пришла к выводу, что в настоящем деле судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм материального права.

Суд отметил, что в марте 2013 года гражданка по религиозным убеждениям сдала свой паспорт гражданина РФ в отдел УФМС по Астраханской области в Ленинском районе г. Астрахани. По мнению суда, свидетельством, удостоверенным нотариусом, подтверждено, что лицо, изображенное на фотографической карточке в указанном свидетельстве, тождественно с предъявившей его гражданкой.

Суд первой инстанции исходил из того, что паспорт гражданина РФ является основным, но не единственным документом, удостоверяющим личность гражданина на территории РФ, и законодательством не ограничено право гражданина на удостоверение своей личности иными документами.

При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленное гражданкой в пенсионный орган свидетельство позволяет установить гражданство, ее возраст, место жительства, в связи с чем признал незаконным отказ ответчика в регистрации и принятии заявления о назначении трудовой пенсии по старости.

Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации посчитала, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального права.

Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда от 27 февраля 2002 года № 16/19па был утвержден «Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»» (действовавший на момент возникновения спорных отношений и до 1 января 2015 г.), в котором было определено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены соответствующие документы, в частности удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству РФ.

В пункте 15 Перечня в качестве документа, подтверждающего личность, возраст и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, указан паспорт этого лица.

Разрешая спор, судебные инстанции пришли к выводу о том, что представленное свидетельство является допустимым документом для восстановления и выплаты трудовой пенсии по старости. Между тем судебными инстанциями не учтено, что документом, удостоверяющим личность лица и гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ.

Суд подчеркнул, что при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина. Установление личности должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия.

Целью выдачи свидетельства о тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на представленной этим гражданином фотографии, не может быть удостоверение личности обратившегося за совершением нотариального действия, а также удостоверение гражданства этого лица, поскольку это не предусмотрено действующим федеральным законодательством.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате не относят нотариуса к числу органов государственной власти РФ либо должностных лиц, наделенных в установленном порядке полномочиями по выдаче документа, удостоверяющего личность гражданина, что дает основание для вывода о том, что выданное нотариусом свидетельство не обладает юридическими признаками документа, удостоверяющего личность, поэтому оно не может служить таким документом, исходя из требований, предъявляемых к такому документу пенсионным законодательством, поскольку не удостоверяет личность лица, не подтверждает его гражданство, а лишь удостоверяет факт тождественности личности с лицом, изображенным на фотографии, и не содержит юридически значимой информации, необходимой для целей пенсионного обеспечения, в частности о принадлежности к гражданству РФ.

При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что представленное гражданкой свидетельство является допустимым документом для удостоверения ее личности и гражданства РФ при обращении за пенсионным обеспечением по старости в пенсионный орган, являются ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права к спорным отношениям.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила решение Ленинского районного суда г. Астрахани и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда и приняла по делу новое решение, которым отказала в удовлетворении исковых требований гражданки к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Астрахани об обязании принять заявление и назначить пенсию.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=450565

Комментариев нет:

Отправить комментарий