понедельник, 3 сентября 2012 г.

Утверждена концепция коллективных электронных челобитных


Концепция – интересный вид документа, упоминание которого вызывает у учёных-документоведов старой школы оскомину. Концепции вроде как документы серьёзные,  утверждаются на высшем уровне власти, но, в отличие от Постановлений и Распоряжений Правительства РФ, никого ни к чему, по большому счету, не обязывают. Большинство концепций тихо уходит в небытие спустя полгода-год после их принятия «под фанфары».

Теперь Правительством РФ утверждена «Концепция формирования механизма публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для рассмотрения в Правительстве предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан в течение одного года». Проект получил название «российская общественная инициатива».

Концепция разработана в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Механизм «российской общественной инициативы» не будет подменять собой иные установленные законом процедуры участия граждан в управлении делами государства. В частности, планируется ограничить возможность применения данного механизма кругом вопросов, которые не могут выноситься на референдум (по крайней мере, так я поняла на редкость двусмысленный текст соответствующего пункта этого документа – Н.Х.) в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» (п.2).

Предусматривается проведения предварительной экспертизы выдвигаемого предложения до размещения этого предложения на общедоступном специализированном ресурсе в Интернете.

В процедурах выдвижения предложений и голосовании за них могут участвовать только граждане, достигшие 18 лет. Выдвижение анонимного предложения запрещено. Обеспечение идентификации предполагается осуществлять с использованием единой системы идентификации личности в рамках федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Система голосования организуется по принципу «один человек - один голос» таким образом, чтобы граждане имели возможность проголосовать как за предложение, так и против него (п.13). Все предложения, поддержанные в течение одного года не менее 100 тыс. граждан, подлежат обязательному рассмотрению рабочей группой при Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства. Предложение, не набравшее в течение одного года 100 тыс. голосов «за», считается не поддержанным и снимается с голосования.

Процедура осуществления «российской общественной инициативы» предусматривает следующие этапы (п.3):
  • Публичное представление предложения, в том числе: направление гражданином предложения с использованием специализированного ресурса;

  • Проведение предварительной экспертизы предложения оператором специализированного ресурса, принятие им решения о размещении предложения с использованием специализированного ресурса в разделе для голосования либо об отказе в его размещении (п. 7);

  • Голосование за предложение с использованием специализированного ресурса;

  • Подведение итогов голосования по предложению и направление оператором специализированного ресурса предложения в рабочую группу либо снятие предложения с голосования;

  • Рассмотрение предложения рабочей группой и принятие решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта или иного решения;

  • Разработка и принятие проект нормативного правового акта или законов, направленных на реализацию предложения;
Разработка и общественное обсуждение проекта нормативного правового акта по результатам рассмотрения предложения осуществляются федеральными органами исполнительной власти (п.21).  Проект нормативного правового акта, подготовленный на основании предложения, размещается в Интернете (п.22).

Мой комментарий: Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», возможность подавать публичные петиции будет предоставлена гражданам с 15 апреля 2013 года.

Подобные механизмы участия граждан в государственном управлении сейчас в мире стали достаточно модными. От ещё одного канала обратной связи вреда, наверное, не будет, но, как мне кажется, и эффективность его в таком виде сомнительна. Получается, что волеизъявление ста тысяч граждан фактически мало к чему обязывает государственные органы, помимо совершения ряда бюрократических «танцев с бубнами».

Невольно приходит мысль: если всё это затевается только ради того, чтобы госорганы согласились рассмотреть некое предложение, то к чему создавать столь сложную систему со множеством ограничений и проверок? С тем же успехом можно было бы разрешить голосовать путем телефонных звонков, SMS-сообщений и платного голосования в интернете – как это делается в рамках различных шоу. Объективности при подсчетах, может быть, и не будет, зато четко будет видно, есть к данному вопросу общественный интерес или нет :)

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=134466

Комментариев нет:

Отправить комментарий