четверг, 20 сентября 2012 г.

«Меняться», но как? Архивное дело в электронную эпоху


Данная статья голландского специалиста в области архивного и библиотечного дела Инге Ангевааре (Inge Angevaare – на фото) была опубликована на блоге голландской Национальной коалиции по обеспечению сохранности электронных материалов (Nationale Coalitie Digitale Duurzaamheid, NCDD) 23 августа 2012 года. Это пятая публикация из цикла, посвященного Конгрессу МСА 2012 года в Брисбене. В ней рассказывается о выступлении голландца Ханса Хофмана, которое директор ВНИИДАД д.и.н. М.В.Ларин охарактеризовал как единственный доклад на конгрессе, который вышел на уровень теоретических обобщений (см. http://www.vniidad.ru/Downloads/news/Австралия.rtf ).

На Конгресс Международного Совета Архивов (МСА) 2012 года в Брисбене, Ханс Хофман (Hans Hofman) из Национальных Архивов Голландии дистанцировался от практических вопросов с тем, чтобы дать более общую оценку главного в той деятельности («архивной функции»), которую архивы выполняют в современном обществе. Какие изменения электронная эпоха привнесла в общество в целом, и каковы последствия для роли, которые архивы могут и должны играть?

Ханс Хофман готовится к своему выступлению.

Как мне кажется, мы недостаточно занимаемся обобщениями, отступая на шаг от «жизни как всегда» и от повседневных практических задач, чтобы увидеть суть того, что мы делаем и почему, - поэтому можно лишь приветствовать усилия Национальных Архивов Голландии в этом направлении (подробности см. в тексте доклада Хофмана «Переосмысливание роли архивов в электронную эпоху» (Rethinking the archival function in the digital era),  http://www.ica2012.com/files/data/Full%20papers%20upload/ica12final00187.pdf ).

На фото: слайд «Электронная революция» из доклада Хофмана

По мнению Хофмана, основные перемены в нашем обществе следующие:
  • Усиление взаимосвязей (interconnectivity),

  • Новые точки зрения на информацию и её использование, включая свободу доступа к государственной информации, «открытые» и «большие» данные,

  • Новые способы работы и коллективной деятельности,

  • Размывание границ между государственным и частным, между организациями,

  • Независимость от времени и места (документы более не являются физическими объектами),

  • Новые идеи в отношении государственного управления (государство должно стать меньше и умнее),

  • Финансовый кризис.
Как следствие, в число встающих перед обществом ключевых проблем входят:
  • Эрозия доверия граждан к государству,
  • Эрозия государственных услуг,
  • Утрата корпоративной / национальной памяти,
  • Потеря самобытности и индивидуальности,
  • Угроза правам личности.
Архивы должны сами себе задать следующие вопросы (см. фото):
  • В какой степени новые явления воздействуют на государственное управление и на деятельность по сохранению культурно-исторического наследия?

  • Как Национальным Архивам сохранить свою значимость в контексте управления государственной информацией? И что это означает в условиях виртуальной среды, где какие-либо границы едва заметны и где сети и сообщества неустойчивы?

  • Следует ли перераспределить обязанности и ответственность между сторонами, участвующими в управлении документами? Общие сервисы?

  • Каковы могут быть последствия трансформации государственного управления для  практики и процессов управления документами, и как Национальным Архивам следует на них реагировать?
В результате размышлений над этими вопросами Национальные Архивы Голландии сформулировали следующие рекомендации относительно изменений, которые им следует осуществить. Хофман подчеркнул, что эта концепция была одобрена совсем недавно, и её ещё предстоит реализовать. Однако она содержит ряд ценных принципов, которые я с удовольствием воспроизвожу полностью:
Руководящие принципы архивного дела в электронную эпоху
  • Ведущую роль играют деловые процессы, в то время, как управление информацией и документами играет поддерживающую роль и должно интегрироваться в эти процессы;

  • Национальные Архивы должны вовлекаться с самого начала (например, принимать участие в планировании и проектировании деловых процессов, базовых (информационных) архитектур и поддерживающих систем);

  • Следует обратить внимание не на одни лишь документы постоянного срока хранения, а на всю информацию и документы государственных органов; использовать всеобъемлющий подход как по области охвата, так и во времени (в частности, нужно осознать, что существуют различные типы информации, и что каждый из них может иметь различную ценность для различных аудиторий);
  • Все взаимосвязи документа должны быть учтены;

  • Следует применять системный подход к управлению документами на основе управления рисками (в какие моменты документы наиболее уязвимы?);

  • Имеющаяся у государственных органов информация является публичной и свободно доступной, если только ... (отсюда следует, что деятельность Национальных Архивов направлена на обеспечение права общественности на информацию [«общественный интерес»], включая сюда как государственную информацию, так и информацию частного сектора, - уважая при этом право на неприкосновенность частной жизни, свободу доступа к государственной информации и т.д.).
Иными словами: «архивная функция» охватывает весь жизненный цикл всех государственных документов, и, помимо архивов, в этом жизненном цикле задействованы и другие заинтересованные стороны. Это фундаментальный отход от прежней ситуации, когда архивы принимали участие в управлении только документами постоянного срока хранения.

Мне кажется, здесь достаточно пищи для размышлений. Единственное, что я хотела бы добавить с точки зрения Национальной коалиции по обеспечению сохранности электронных материалов, это призыв взглянуть за пределы границ архивного сектора на информационное пространство в целом. Как я уже писала ранее (см.  http://www.ncdd.nl/blog/?p=2682 ), для решения таких проблем, как обеспечение долговременной сохранности материалов в Интернете и социальных сетях, может потребоваться более общий подход, охватывающий библиотеки, центры обработки данных и других заинтересованные стороны на национальном и международном уровнях.

Делегация Голландии в составе: Янтье Стеенхаус (Jantje Steenhuis) и Мис Лангелаар (Mies Langelaar) из муниципального архива Роттердама, Киис Схаббинг (Kees Schabbing) из провинции Северная Голландия и (за ними, справа) Рейндер ван дер Хайде (Reinder van der Heide) из парламента Голландии.

Инге Ангевааре (Inge Angevaare)

Источник: блог голландской Национальной коалиции по обеспечению сохранности электронных материалов
http://www.ncdd.nl/blog/?p=2750

Комментариев нет:

Отправить комментарий