вторник, 8 мая 2012 г.

Президент Путин подписал указ об основных направлениях совершенствования системы государственного управления


В день своего вступления в должность Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года В.В.Путин года подписал Указ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Правительству Российской Федерации поручено обеспечить реализацию большого числа мероприятий (п.2), в том числе и тех, которые напрямую связаны с планами построения «открытого правительства». Основная часть работ должны быть выполнена до 1 сентября 2012 года - так что, похоже, у наших федеральных органов государственной власти летнего отдыха не предвидится.

Остановлюсь только на тех пунктах указа, которые мне показались наиболее интересными, и которые должны быть исполнены в ближайшее время.

Во-первых, требуется сформировать систему раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов, результатах их общественного обсуждения (п.2а). Перечислены конкретные меры, которые для этого должны быть реализованы:
  • Создание единого ресурса в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов, ходе и результатах их общественного обсуждения;

  • Использование федеральными органами исполнительной власти в целях общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов различных форм публичных консультаций, включая ведомственные ресурсы и специализированные ресурсы в сети Интернет;

  • Предоставление не менее 60 дней для проведения публичных консультаций;

  • Обязательное обобщение федеральными органами исполнительной власти – разработчиками проектов нормативных правовых актов результатов публичных консультаций и размещение соответствующей информации на едином ресурсе в сети Интернет;
Мой комментарий: Всё это нужные и правильные меры. В то же время имеющийся опыт публичных обсуждений показал: эффективность их пока что очень низка. На мой взгляд, не хватает ключевого элемента: серьёзной ответственности разработчиков законодательно-нормативных актов за их качество, причем «воспитательные» меры должны быть достаточно болезненными для того, чтобы у разработчиков появилась реальная «шкурная» заинтересованность в этой работе.

Фиксированный двухмесячный срок обсуждения я считаю ошибочной идей. Перемены происходят быстро, и решения нередко надо принимать не менее быстро. Два месяца на разговоры плюс ещё несколько на обработку результатов – это роскошь, которую мы можем себе позволить далеко не всегда (а в отношении относительно малозначимых документов это вообще будет пустой тратой времени).


Далее, необходимо будет обеспечить повышение информационной открытости саморегулируемых организаций, в том числе определить состав информации, подлежащей обязательному опубликованию, и установить ответственность за неисполнение предусмотренных требований (п.б);

Должна быть утверждена концепцию «российской общественной инициативы», предусматривающая (п. в):
  • Создание технических и организационных условий для публичного представления предложений граждан с использованием специализированного ресурса в сети Интернет с 15 апреля 2013 г.;

  • Рассмотрение указанных предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан в течение одного года, в Правительстве Российской Федерации после проработки этих предложений экспертной рабочей группой с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и представителей бизнес-сообщества.
Мой комментарий: Всё бы оно хорошо, но в настоящее время нет способа предотвратить искусственное раздувание численности подписантов подобных обращений. Есть большой риск того, что этим инструментов будут активно пользоваться малочисленные, но хорошо технически и организационно «подкованные» группы по интересам. Нужно продумать, на мой взгляд, гибкую систему, способную, с одной стороны, отфильтровывать фиктивные обращения, а с другой – ускорить рассмотрение обращений по действительно болевым вопросам, не дожидаясь сбора 100 тысяч подписей. Такая система могла бы учитывать отношение к обращениям депутатов и представителей исполнительной власти всех уровней, партий и общественных движений, профессиональных сообществ и т.д.

Нельзя сказать, что власть совсем не видит этой проблемы. Подробное обсуждение создания «механизма участие» прошло на совещании по реализации задач, поставленных в предвыборной статье В.В,Путина «Демократия и качество государства», которое тогда ещё Председатель Правительства Российской Федерации провёл 18 апреля 2012 года ( http://premier.gov.ru/events/news/18709/ ).

Предусмотрена подготовка предложения по разработке новых механизмов формирования общественных советов при органах государственной власти Российской Федерации, предусматривающие (п. 2л):
  • Отказ от формирования таких советов органами государственной власти Российской Федерации самостоятельно и обязательное участие общественных палат в их формировании;

  • Обязательное участие в деятельности общественных советов независимых от органов государственной власти Российской Федерации экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций.
Мой комментарий: Наблюдая за попытками организации деятельности подобных советов, я вижу, что до тех пор, пока в их состав будут включаться одни лишь «генералы», не способные тянуть воз реальной работы, никакой пользы от них не будет. При этом не имеет значения, кто будет выдвигать «генералов» - сами государственные органы или общественные организации. Обязательно нужно предусмотреть ощутимые поощрительные меры для активистов и карательные - для тех, кто записался в члены совета, но реально в нём не работает.

Дано также поручение определить состав разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти (п. 2м);

Замечу также, что до 15 июля 2013 г. должен быть обеспечен  доступ в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации (п. 2г).

Мой комментарий: Коллеги из государственных органов, я Вас предупреждала! Срочно запасайтесь «открытыми данными», ведь в духе наших российских традиций выполнение такого пункта будет оцениваться по формальным признакам – скажем, по количеству выложенных или раскрытых баз данных (даже американцы не избежали подобной глупости). Лишь после того, как уйма средств и нервов будет потрачена впустую, возможно, придёт понимание того, что раскрытие для публичного использования государственных данных должно быть сначала тщательно продумано, в том числе и с точки зрения безопасности.

С моей точки зрения, крайне важен пункт 2о, в котором предусматривается, до 1 декабря 2012 года, «представить в установленном порядке предложения по совершенствованию системы оплаты труда государственных гражданских служащих, позволяющие учитывать состояние рынка труда, в том числе по отдельным профессиональным группам, и стимулировать их антикоррупционное поведение».

Указ вступит в силу со дня его официального опубликования, и он содержит ещё много не менее интересных пунктов.

Мой комментарий: Есть и очень красиво сформулированные  пункты (п.1 – целевые показатели, или, скажем, п.2р – внедрение новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы), в которые хотелось бы верить, но которые, как показывает опыт последних лет, скорее всего так и останутся нереализованными...

Источник: Официальный сайт Президента Российской Федерации, Официальный Интернет-портал Правительства Российской Федерации
http://news.kremlin.ru/news/15239
http://premier.gov.ru/events/news/18709/

4 комментария:

  1. "Создание технических и организационных условий для публичного представления предложений граждан с использованием специализированного ресурса в сети Интернет с 15 апреля 2013 г." - уже давно все ресурсы создано,сколько можно из плошки в плошку перекладывать! Гораздо разумнее, наконец, разработать механизм ответственности за несоблюдение сроков реализации задач государственного управления, установленных законами и НПА, а не высасывать из пальца пути его совершенствования путем перекладывания ответственности с получающих зарплату на аморфное гражданское общество.

    ОтветитьУдалить
  2. Мне кажеться мы "цыклим" на публичности и открытости, хотя может я просто не допонимаю важность этого. При этом давно пора переходить на цыфровое задание и цифровое оценивание результата под которым понимается повышение качества жизни, стабильности и защищённости граждан.

    ОтветитьУдалить
  3. Согласна с Анонимным. Публичность и открытость IMHO должны рассматриваться как инструменты для решения стоящих перед страной проблем, а не превращаться в самоцель. Кроме того, любое лекарство при передозировке становится ядом - избыточные публичность и открытость приводят к тому, что руководители отказываются брать на себя ответственность и не рискуют не то что принимать, но даже обсуждать нужные, но непопулярные решения; а государственные органы начинают не столько заниматься вопросами оперативного управления, сколько ответами на всевозможные запросы...

    ОтветитьУдалить