среда, 11 сентября 2019 г.

Национальные Архивы Нигерии: Документальная память страны хрупка, в отсутствие оцифровки она деградирует и исчезает


Данная заметка Уоле Олаинка (Wole Olayinka) была опубликована 20 августа 2019 гожа на сайте TechCabal.

Номер «Нигерийской ежедневной газеты» (Nigerian Daily Times) от 18 сентября 1938 года
«Те, кто не учит историю, обречены ее повторять.»

 Джордж Сантаяна (George Santayana)
Архивы сохраняют физические доказательства, подтверждающие историю прошлого, и расширяют память общества.

«Без архивов у нас были бы только рассказы о личностях, которые исторически оказались победителями, и мы бы не знали, что чувствовали, думали и делали обычные люди», - говорит о значении архивов Джоанна Бурк (Joanna Bourke), профессор истории Лондонского университета в Биркбеке (Birkbec).

Мой комментарий: Со всем уважением, но сохранение сведений о том, что «чувствовали, думали и делали обычные люди», вообще говоря, не является главной задачей государственных архивов.

Сегодня, например, история Руанды редко рассказывается без упоминания о массовых убийствах в 1994 году, в ходе которых погибло 800 тысяч человек. В 2003 году Национальная комиссия правительства Руанды по борьбе с геноцидом и британская компания Aegis Trust начали проект, кульминацией которого стал «Архив геноцида в Руанде» (The Genocide Archive of Rwanda, https://www.aegistrust.org/what-we-do/activities/genocide-archive-rwanda/ ). Этот архив открылся в 2010 году, предоставив широкой общественности доступ к документам, фотографиям, артефактам и видеоматериалам об ужасах 1994 года в Руанде.

Задачей архива является сохранение памяти об этом фрагменте истории Руанды и предоставление информации, которая поможет предотвратить еще один такой геноцид. С этой целью ряд материалов архива был оцифрован и выложен в онлайн-доступе, что делает их доступными для более широкого круга пользователей и обеспечивает их более надёжную сохранность.

Мой комментарий: С точки зрения классической архивной теории, такого рода коллекции, строго говоря, «архивами» не являются. Это, скорее, музеи, состав фондов которых не сложился исторически как побочный результат регулярной деловой деятельности определенных органов и учреждений, полностью и с сохранением контекста и взаимосвязей, -  а был подобран (иногда довольно-таки искусственно) людьми с определенными идеологическими установками, от которых трудно ожидать полной беспристрастности …

Национальные Архивы Нигерии остро нуждаются в аналогичном вмешательстве.

Национальные Архивы Нигерии, являющиеся департаментом федерального министерства информации и связи, располагаются в городах Энугу (Enugu), Ибадан (Ibadan) и Кадуна (Kaduna). Департамент был создан в 1954 году под название Управление государственных документов Нигерии (Nigerian Record Office), которое сохранял до 1957 года, когда его название в законодательстве было изменено на нынешнее.

В архивах хранятся официальные документ, материалы и артефакты, самые старые из которых относятся к доколониальным временам.

В Кадуне, например, хранятся арабские рукописи, написанные Усманом дан Фодио (Uthman dan Fodio, 1754-1817), основателем халифата Сокото (Sokoto). Документы колониальной администрации, относящиеся к 19-му веку, также доступны в Ибадане и Энугу.

Как отмечает д-р Мохаммед Салау (Dr Mohammed Salau), профессор истории в университете Миссисипи, говоря об арабских рукописях в архиве Кадуны, «большинство материалов находятся в плохом состоянии, отчасти из-за износа при регулярном использовании, отчасти из-за деградации» (см. https://blogs.bl.uk/endangeredarchives/2016/01/nigeria-national-archives-kaduna-.html ).

Схожая ситуация имеет место в филиале в Ибадане, который я посетил за последний месяц несколько раз. Некоторые документы стали хрупкими и осыпались, когда я переворачивал страницы.

Высокопоставленный сотрудник Национальный Архивов Нигерии, который говорил со мной на условиях анонимности, сказал: «Мое сердце архивиста кровоточит, когда я вижу деградацию этих архивных материалов.»

«Некоторые из них ломкие и распадаются прямо на наших глазах, и мы мало что можем сделать из-за нехватки средств», -  этот руководитель пояснил, что финансирование со стороны федерального правительства очень ограниченное, и признал, что оцифровка была бы очень эффективным способом сохранения некоторые из находящихся под угрозой исчезновения материалов.

Мой комментарий: Всякий раз повторяется одна и та же печальная история: когда нет денег на обеспечение надлежащих условий хранения документов, обычно нет и денег на оцифровку…

Архивисты также отмечают, что физическая инфраструктура нуждается в улучшении.

«Наши системы кондиционирования не работают», жалуются они. «Большинство материалов не хранится при температурно-влажностном режиме, который необходим для обеспечения их долговременной сохранности».

Подклеенная страница из «Нигерийской ежедневной газеты» (Nigerian Daily Times) от 27 августа 1938 года

«Я помню, что несколько лет тому назад были попытки сканировать и оцифровывать архивные документы, но в какой-то момент используемая техника вышла из строя, и это стало концом проекта», - рассказал пожелавший остаться анонимным чиновник, - «и я не знаю, где сейчас находятся созданные в то время цифровые копии».

Он добавил, что высшее руководство архивной службы не раз получало обещания финансовой поддержки со стороны влиятельных членов общества, которые в те или иные моменты обращались в архивы за помощью, пытаясь найти определённую ретроспективную информацию, - «но после того, как они получают то, что им нужно, мы больше о них не слышим».

По словам этого человека, поскольку Национальные Архивы должны сохранять определенную степень суверенитета над документами, которыми они управляют, они отказались от предложений некоторых иностранных учреждений, которые были готовы оказать помощь в оцифровке.

«Мы также получали предложения помочь нам с оцифровкой от международных учреждений, таких, как Британская библиотека, но нам пришлось отклонить их, поскольку у нас вызывает беспокойство и настороженность условие о том, что комплект электронных копий всего архива или его значительной части должны храниться у них», - сообщил он, упомянув также такие организации, как Oracle и Википедия.

«Неуместно, чтобы эти организации имели такой контроль над нашими национальными архивными документами. Если они действительно хотят помочь нам, они не должны требовать копии», - подчеркнул чиновник, подразумевая, что такие предложения не являются чисто альтруистическими.

Мой комментарий: Чистого альтруизма не бывает, и в большинство случаев условием помощи с оцифровкой является получение копий (а иногда и определенные временные исключительные права на использование). С этим столкнулись и наши архивы в ряде достаточно известных проектов, до сих пор вызывающих споры. Страна-владелец может и должна сопоставить пользу и риски, связанные с принятием такой помощи. Однако там, где речь не идёт о секретных или высокочувствительных материалах, способных в кратко- и среднесрочной перспективе негативно повлиять на социально-политическую стабильность, возможно, лучше пожертвовать исключительностью своих прав, чем допустить гибель документального наследия страны …

Отвечая на вопрос о якобы имевшем место предложении Британской библиотеки, ведущий куратор Библиотеки по Африке д-р Марион Уоллес (Dr Marion Wallace) в электронном письме сообщила изданию TechCabal следующее: «Полагаю, что речь может идти о программе помощи бедствующим архивам (Endangered Archives Programme, EAP – букв. «архивы, находящиеся под угрозой»), осуществляемой Британской библиотекой (о ней см. также  https://rusrim.blogspot.com/2009/02/blog-post_27.html - Н.Х.), в рамках которой выделяются гранты на проекты по обеспечению долговременной сохранности архивного и рукописного наследия, в основном путем оцифровки».

«Проекты инициируются соискателями из соответствующей страны или же экспертами, обычно учеными, из другой страны. Поэтому Британская библиотека сама не обращается к отдельным учреждениям с предложением оцифровать их фонды».

Уоллес также пояснила, что: «Я имела честь посетить отделение Национальных Архивов в Ибадане в 2017 году, наряду с несколькими другими архивными / библиотечными учреждениями Нигерии, и я, безусловно, предоставила бы им информацию о программе EAP, если бы они были заинтересованы в подаче заявления на грант.»

Фото: переписка Колониальной администрации в Лагосе (Lagos), 1926 год.

Некоторые из материалов Национальных Архивов Нигерии были все-таки оцифрованы благодаря грантам по программе EAP, несмотря на очевидное нежелание Архивов допустить хранение копий вне зоны их контроля.

Салау получил от EAP грант на сумму 9700 фунтов стерлингов на оцифровку в общей сложности 2376 доколониальных и ранних колониальных документов, в отделении Национальных Архивов в  Кадуна. Электронные копии этих документов, с классификационным кодом EAP535 (см. https://eap.bl.uk/project/EAP535 ), теперь доступны на сайте программы EAP в соответствии с предусмотренной грантами политикой открытого доступа гранта, требующей, чтобы материалы были бесплатно доступны в Интернете.

Наш анонимный собеседник сообщил, что он не знал ни о каком таком проекте. В то же время он согласился с тем, что необходимо принять срочные меры для начала оцифровки.

Уоллес также проинформировала в своём письме о недавно отклонённой заявке на грант на оцифровку некоторых документов, хранящихся в Национальных Архивах. «Мы нашли одну отклонённую в 2017-2018 году заявку на участие в программе помощи бедствующим архивам, которая касалась материалов Национальных Архивов Нигерии. Заявители не имели отношения к Национальным Архивам», - пояснила она, однако «Национальные Архивы был бы архивным партнёром, если бы заявка была одобрена».

В конечном счете, в отсутствие срочных усилий, вне зависимости от источника их финансирования, сохраняемая в Национальных Архивах память нигерийского общества обречена на исчезновение.

Уоле Олаинка (Wole Olayinka)


Источник: сайт TechCabal
https://techcabal.com/2019/08/20/national-archives-nigerias-memories-are-brittle-and-falling-apart-without-digitisation/ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий