Данная редакционная статья была опубликована на сайте американской газеты «Вашингтон пост» (Washington Post) 26 августа 2019 года.
Здание Национальных Архивов США на Пенсильвания-авеню в Вашингтоне. (Фото: Marlena Sloss/The Washington Post)
Президент Трамп недавно получил послание ( https://www.archives.gov/files/isoo/images/2018-isoo-annual-report.pdf - имеется в виду отчёт ISOO, на фото - Н.Х.), на которое ему и Конгрессу стоит обратить внимание. Марк Брэдли (Mark A. Bradley), директор Офиса по контролю за информационной безопасностью (Information Security Oversight Office, ISOO, http://www.archives.gov/isoo/ ) в составе Национальных Архивов США, повторил тревожное предупреждение, с которым он обращался к президенту в прошлом году, и которое перекликается с другими предупреждениями, звучащими уже на протяжении более чем десяти лет: Ныне существующая система управления содержащими государственную тайну материалами и их рассекречиванием не способна справиться с объёмами работы в эпоху электронно-цифровых технологий. Как отметил г-н Брэдли в своём письме, нынешние пользователи внутри и вне правительства считают это систему «нежизнеспособной и отчаянно нуждающейся в модернизации».
Мой комментарий: Сказанное следует воспринимать «в перспективе». Американская система - намного более продвинутая по сравнению с российской (которая не менялась, наверное, с царских времён) как в организационно-правовом, так и в техническом отношении. Я неоднократно рассказывала на блоге об усилиях, в течении ряда лет предпринимавшихся правительством США и Национальными Архивами США для повышения эффективности работы как по установлению, так и снятию грифов секретности. Просто документов сейчас создаётся уж очень много …
Проблема проста и заключается в том, что государственные органы слишком много засекречивают и недостаточно рассекречивают. Процесс управления секретной информацией всё ещё в значительной степени основан на методах и процессах, применявшихся в отношении бумажных документов и выполнявшихся отдельными лицами. Тем временем объёмы секретной электронной информация стремительно выросли; и люди больше не в состоянии с ними справиться. Как г-н Брэдли сообщил президенту, правительство США не обеспечило (см. https://mailchi.mp/fas/secrecy-news-082119?e=17f7f87114 ) надлежащие инвестиции в новые приложения, поддерживающие более согласованные и точных решения об установлении грифов секретности и конфиденциальности, и в процессы подготовки гор информации для рассекречивания и публичного доступа.
Мой комментарий: Помимо процессов принятия решений о рассекречивании, которые сами по себе являются ответственными и затратными, есть ещё очень трудоёмкий процесс вымарывания из раскрываемых документов секретной и конфиденциальной информации. Любопытно, что наше законодательство о свободе доступа к государственной информации аналогично американскому и требует раскрытия документов даже в том случае, если в них всё ещё содержатся секретные сведения – которые при этом должны быть вымараны; но у нас все благополучно делают вид, что этого закона не существует в природе! :)
Это недальновидный подход. Он несёт угрозу основному строительному блоку демократии - способности правительства хранить секреты, которые необходимо защищать, и в то же время рассекречивать то, что более не нужно хранить в секрете, делая это систематически и заслуживающим доверия способом, чтобы общественность была информирована, а должностные лица могли быть привлечены к ответственности за политики и действия. Как было заявлено «Советом по рассекречиванию в интересах общественности» (Public Interest Declassification Board, PIDB - это консультативный орган, созданный Конгрессом США для способствования максимально возможной доступности для общественности полной, точной и надежной документации, отражающей существенные решения и действия США в сфере обеспечения национальной безопасности – Н.Х.) в отчете за 2012 год, система «хранит слишком много секретов и слишком долго; она избыточно сложна; это препятствует столь желательному информационному обмену как внутри правительства, так и с общественностью».
В своем послании президенту от 16 августа 2019 года г-н Брэдли отметил, что существующая система обработки информации, содержащей государственную тайну «опирается на устаревшую политику, унаследованную от другой эпохи, которая сегодня подрывает её эффективность». По его словам, многие государственные служащие учатся использовать искусственный интеллект, машинное обучение и другие инструменты в интересах ведения своей основной деятельности, но потенциал этих передовых методов пока что не используется для обработки национальных секретов. Г-н Брэдли не дал конкретных рекомендаций в отношении финансовой поддержки, но обратил внимание на общую проблему недостаточного финансирования.
В упомянутом отчете за 2012 год отмечалось, что правительство ежегодно засекречивает петабайты информации. Петабайт - это миллион гигабайт, или, по одной оценке, 20 миллионов стандартных офисных шкафов с четырьмя отделениями для хранения документов, отпечатанных на бумаге через два интервала. По оценке г-на Брэдли, сегодня государственные органы каждый месяц создают петабайты секретных данных и данных более низкой категории конфиденциальности «контролируемая несекретная информация» (Controlled Unclassified Information – довольно близко к нашей «служебной тайне» - Н.Х.). Перегруженные сотрудники, которые обрабатывают эту лавину секретных данных, должны получить возможность сосредоточиться на принятии наиболее ответственных решений о степени секретности, и использовать современные технологии и упрощённые процедуры для работы с прочей информацией. Однако федеральные органы исполнительной власти, как правило, не хотели вкладывать средства в модернизацию работы с секретными данными, имея другие неотложные потребности в ограниченных ресурсах.
Президент Трамп и Конгресс должны отдать приоритет этим инвестициям. Нация не может сидеть и ждать, пока завалы необработанной надлежащим образом секретной информации не вырастут до такой степени, что уже никто не сможет их обработать. Это не лучший способ управлять ни секретами нации, ни её историей, ни её демократией.
Мой комментарий: А что мы? Мы сравнительно недавно – неохотно и «вполголоса» - признали, что у нас вроде как тоже есть секретная электронная информация, и что она может храниться и обрабатываться в электронных информационных системах. Конечно, она существовала ещё в советское время, но официально её вроде как бы не было и, соответственно, казалось, что не было и вопроса :) Так что проблема, с которой сейчас борются американцы, рано или поздно и нас «ударит обухом по голове» … и нам лучше учиться на чужом опыте и ошибках!
Источник: сайт газеты «Вашингтон пост» (Washington Post)
https://www.washingtonpost.com/opinions/the-governments-unsustainable-avalanche-of-secrets/2019/08/26/c1757fda-c824-11e9-a4f3-c081a126de70_story.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий