Само существование такой программы, как программа помощи бедствующим архивам (Endangered Archives Programme, EAP – букв. «архивы, находящиеся под угрозой»), осуществляемой под управлением Британской библиотеки, - это признание необходимости сохранения тех архивных материалов, которым угрожает уничтожение, или физическое разрушение, которые могут быть заброшены. В рамках этой программы, начатой в 2004 году и финансируемой крупнейшей британской фирмой по розничной продаже одежды «Аркадия» (Arcadia), для исследователей во всем мире предоставляются на ежегодной основе гранты на выявление и сохранение важных в культурном отношении архивов. На сегодняшний день выдано более 90 грантов на общую сумму около 2,5 млн. фунтов стерлингов. Результатом этого стал существенный вклад в дело сохранения мирового культурно-исторического наследия в тех регионах мира, где риски для коллекций больше, а ресурсы могут быть ограниченными.
Программа полностью нацелена на решение неотложных проблем, а в выявлении находящихся под угрозой коллекций - полагается на исследователей, архивистов и библиотекарей. После того, как для работы отобран материал, и оценена возможность его сохранения, путем оцифровки или микрофильмирования создаются, как минимум, две резервных копии оригинальных материалов. Одна такая копия передается на хранение в Британскую библиотеку, а другая хранится на месте. Оригинальные материалы не вывозятся за пределы страны происхождения, а копии, хранящиеся в Британской библиотеке, не являются архивными мастер-копиями. Тем не менее, поскольку это единственные копии соответствующих материалов в фондах библиотеки, они должны быть высокого архивного качества, с тем, чтобы облегчить научно-исследовательскую работу и обеспечить их постоянную доступность.
Подвальное хранилище Президентских Архивов в президентской резиденции в Либерии (авторские права на фото: К. А. Макдональд)
Участники программы получают руководства по описанию и копированию материалов, основанные на международных стандартах и собственных требованиях Британской библиотеки. Это помогает обеспечить качество создаваемых копий, и сбор и регистрацию необходимых метаданных. По завершении проектов, накопленная описательная и контекстуальная информация используется как основа для наших каталогов. К этому моменту традиционные «базовые» архивные процессы, такие, как экспертиза ценности, отбор, размещения и копирование, уже завершены, и мы можем сосредоточиться на решении задач организации доступа и обеспечения сохранности. Сюда входит создание более детальных каталогов, удовлетворяющих потребностям как будущих исследователей, так и проводимой Британской библиотекой программы обеспечения сохранности электронных материалов.
Когда я в октябре 2008 года начал заниматься каталогизацией в рамках программы EAP, я не знал, чего ожидать. Материал, поступающий в результате выполнения проектов, в основном приходит в электронном виде, и это фактически означает, что, занимаясь его каталогизацией, я также становлюсь чем-то вроде «электронного архивиста». Я не работаю с «физическими» архивами, не вижу и не прикасаюсь к оригиналам документов, и, в большинстве случаев, не могу читать и понимать материалы из-за большого разнообразия языков и шрифтов, представленных в коллекциях. Таким образом, электронная природа коллекций и международные масштабы всей программы делают каталогизацию собранных материалов сложной и интересной задачей.
Одна из проблем связана с «нематериальностью» электронных коллекций. В настоящее время я работаю над каталогизацией результатов проекта по сохранению редких периодических изданий Монголии. Эти периодические издания (в основном, газеты) печатались на монгольском языке с использованием кириллицы, и в оцифрованном виде они занимают около 2400 компакт-дисков. Электронные копии представляют собой файлы с графическими образами, разложенные по папкам. Каждой странице газеты соответствует отдельный графический образ, «вырванный» из своего первоначального физического контекста. Работая с отдельной электронной копией, очень трудно определить, насколько точно графические образы отражают внешний вид оригинала. Например, если на первой странице газеты указано, что это выпуск 1 от 01-01-1990, а на второй странице дана другая дата, - то как я могу определить, был ли второй графический образ положен не на место, или же конфликтующие даты являются следствием типографской ошибки? К сожалению, я не могу съездить в Монголию, чтобы сравнить копию с оригиналом.
Эта рукопись - список «Лугов Камеруна», хранящийся в архивах Королевского дворца Бамум (Bamum) в Западном Камеруне
Еще одна проблема связана с выбором структуры каталога. При использовании стандарта описания ISAD (G), печатный экземпляр газеты можно описать или на уровне «дела» (File), или на уровне «единицы хранения» (Item). Электронный аналог печатного экземпляра в этом отношении несколько отличается. Мы должны решить, из чего состоит наш «электронный объект», и результат может соответствовать (а может и не соответствовать) «делу» или «единице хранения» в смысле стандарта ISAD (G); возможно, понадобятся новые уровни описания.
Хорошим примером, позволяющим увидеть сложность вопроса, является фотография. Рассмотрим фотографию, которая содержит информацию на лицевой и оборотной сторонах. Оригинал представляет собой единый физический объект, в то время, как электронная копия включает два графических образа, каждый из которых можно извлечь по отдельности. В электронной коллекции группы фотографий могут быть описаны на уровне «дела», при этом каждый графический образ (будь то лицевой или оборотной стороны) может рассматриваться как отдельная «единица хранения». Другой вариант: каждую фотографию можно описать как «дело», состоящее из двух «единиц хранения», при этом каждая «единица хранения» состоит из двух объектов (т.е. «единица хранения» представляет собой пару графических образов).
Работа по программе помощи бедствующим архивам высвечивает проблемы, с которыми мы сталкиваемся при каталогизации и обеспечении сохранности материала, являющегося по определению «заменителем» оригиналов, и который в силу обстоятельств создается в электронном виде. Приходится искать компромиссное сбалансированное решение - между традиционным описанием и описанием, в полной мере учитывающим особенности электронного материала. Это и определенный интеллектуальный вызов, и одновременно возможность обеспечить доступность в будущем находящегося под угрозой уничтожения архивного материала, собранного по всему миру.
Тони Харди (Toni Hardy),
Каталогизатор, участник программы помощи бедствующим архивам
Источник: Not Just Another Archive Blog
http://archivists.wordpress.com/2009/02/25/the-endangered-archives-programme-and-the-challenges-of-being-a-%E2%80%98digital-archivist%E2%80%99/
Комментариев нет:
Отправить комментарий