понедельник, 18 апреля 2022 г.

Дистанционное электронное голосование

Федеральный закон от 14 марта 2022 года №60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнил федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» новой статьей 64.1 «Дистанционное электронное голосование».

При проведении выборов, референдумов по решению соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума может проводиться дистанционное электронное голосование (ч.1).

Решением комиссии касательно дистанционного электронного голосования должны быть определены:

  • Сроки проведения;

  • Государственные информационные системы, используемые для проведения;

  • Условия, при которых избиратель, участник референдума вправе принять в нем участие.

Решение о проведении голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, на референдуме Российской Федерации принимается Центральной избирательной комиссией РФ (ч.2).

В случае совмещения дней голосования на выборах в федеральные органы государственной власти и (или) референдуме Российской Федерации с днями голосования на иных выборах и (или) референдумах решение принимается ЦИК РФ с учетом предложений избирательных комиссий субъектов РФ (ч.3).

В случае принятия решения о проведении голосования с использованием региональной государственной информационной системы, которая ранее применялась на выборах в федеральные органы государственной власти и (или) референдуме РФ, согласование не требуется, при этом избирательная комиссия соответствующего субъекта РФ информирует о принятом решении ЦИК РФ (п.5).

Дистанционное электронное голосование проводится с использованием (п.6):

  • ГАС «Выборы»;

  • Иных государственных информационных систем, в том числе региональных государственных информационных систем, прошедших сертификацию и соответствующих требованиям к проведению дистанционного электронного голосования, установленным ЦИК РФ.

Мой комментарий: Не совсем понятно, о какой сертификации ИС идет речь и кто её должен будет проводить.

Для проведения голосования могут использоваться федеральные и региональные государственные информационные системы (п.7).

Порядок дистанционного электронного голосования утверждается:

  • ЦИК РФ - при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума РФ (ч.9);

  • ЦИК РФ с учетом предложений избирательных комиссий субъектов РФ - в случае совмещения дней голосования (ч.10).

При проведении выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, референдума субъекта РФ, местного референдума (п.11):

  • С использованием федеральных государственных информационных систем порядок утверждается ЦИК РФ;

  • С использованием региональных ГИС порядок утверждается избирательной комиссией соответствующего субъекта РФ.

Порядок дистанционного электронного голосования должен содержать (п.13):

  • Порядок и сроки подачи заявления об участии в нем и его отзыва, составления и использования списка участников голосования либо условия участия в голосовании без подачи такого заявления и порядок составления и использования списка принявших участие в голосовании;

  • Порядок аутентификации и идентификации избирателя, участника референдума для участия в голосовании, предусматривающий проверку их данных и их сопоставление с данными регистра избирателей, участников референдума;

  • Порядок участия в голосовании;

  • Порядок обеспечения возможности наблюдения при организации, осуществлении голосования и установлении его итогов с учетом его особенностей, а также порядок назначения наблюдателей;

  • Порядок установления итогов голосования и их учета при определении результатов.

Избиратель, участник референдума, включенный в список участников дистанционного электронного голосования, исключается из соответствующего списка избирателей, участников референдума (ч.14).

Для участия в голосовании избиратель, участник референдума обращается на специальный портал в сети «Интернет» (в том числе с использованием специального мобильного приложения), определенный в порядке дистанционного электронного голосования, и проходит процедуры аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к голосованию (п.15).

В ходе голосования осуществляется процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню и предоставляется возможность после ознакомления с необходимой информацией и порядком его заполнения осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к позиции, в пользу которой сделан выбор. После осуществления волеизъявления изменение волеизъявления (повторное волеизъявление) не допускается (п.16).

Избиратель, участник референдума, получивший доступ к дистанционному электронному голосованию, не вправе получить бюллетень на избирательном участке, участке референдума. Он может воспользоваться техническими средствами для участия в дистанционном электронном голосовании непосредственно в помещении для голосования или ином помещении в случаях, определенных порядком.

При проведении дистанционного электронного голосования анонимизированные результаты волеизъявления по мере их формирования незамедлительно зашифровываются и сохраняются в зашифрованном виде в цепочке блоков информации в соответствующей базе данных. Зашифрование результатов волеизъявления производится с использованием ключа зашифрования. Расшифрование результатов волеизъявления с его помощью невозможно. После завершения голосования расшифрование результатов волеизъявления производится с использованием ключа расшифрования (п.17).

При проведении голосования обеспечивается возможность осуществления волеизъявления и формирования данных об его итогах с учетом неизменности сохраняемых результатов волеизъявления и соблюдения тайны голосования, а также невозможность установления связи между персональными данными избирателя, участника референдума и результатом его волеизъявления (п.18).

Использование при организации и осуществлении дистанционного электронного голосования ГАС «Выборы» и иных государственных информационных систем, а также их взаимодействие при обработке персональных данных избирателей, участников референдума осуществляется исключительно в целях реализации избирательных прав и права на участие в референдуме (п.20).

Мой комментарий: У нас в стране электронное голосование проводится уже несколько лет, и теперь соответствующие нормы закреплены в законодательстве. Организация электронного голосования потребует дополнительных усилий от избирательных комиссий всех уровней, в том числе и в части разработки подзаконной нормативно-правовой базы.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=411443

Комментариев нет:

Отправить комментарий