В социальных сетях, да и при личном общении с коллегами, регулярно поднимается вопрос о том, насколько важен для организации такой документ, как инструкция по делопроизводству. Как показывает практика, значение данного документа не столь высоко, как порой кажется, - и это подтверждается, в том числе, и судебными решениями.
Верховный Суд Российской Федерации в октябре 2013 года своим решением № АКПИ13-973 определил, что «отсутствие в материалах дела документов, перечисленных в инструкции по делопроизводству в Аппарате Правительства РФ» на законность распоряжения правительства не влияет, т.е. исполнять требования инструкции по делопроизводству даже в Аппарате Правительства совсем не обязательно. Что же тогда говорить об остальных организациях? :)
Суть спора
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2013 г. № 1367-р гражданин был освобожден от должности заместителя Министра сельского хозяйства РФ за ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей.
Гражданин обратился в Верховный Суд РФ с заявлением об оспаривании данного распоряжения, ссылаясь на то, что данный правовой акт нарушает его права. По мнению заявителя, распоряжение не основано на законе и издано с нарушением правил оформления:
- В распоряжении не приведены нормы закона, на основании которых заявитель уволен,
- Отсутствует подпись Председателя Правительства РФ,
- Отсутствует виза Заместителя Председателя Правительства РФ - Руководителя Аппарата Правительства РФ,
- Проект Распоряжения не выносился для рассмотрения на заседании Правительства РФ.
Позиция Верховного Суда Российской Федерации
Суд отметил, что федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» в статье 12 определяет перечень вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации. Вопросы об освобождении от должности заместителей федеральных министров к таковым не отнесены.
Регламент Правительства, утвержденный Постановлением Правительства от 1 июня 2004 года № 260, не предусматривает рассмотрение вопросов освобождения от должности заместителей федеральных министров на заседаниях Правительства, которые планируются, как правило, на полугодовой период.
Федеральное законодательство не требует рассмотрения на заседаниях Правительства Российской Федерации вопросов о назначении на должность и освобождении от должности заместителей федеральных министров, и доводы заявителя и его представителей о нарушении порядка принятия решения и незаконности оспариваемого Распоряжения являются несостоятельными.
Акт Правительства об освобождении от должности заместителя федерального министра издан в соответствующей форме. Согласно статье 23 федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации подписывает Председатель Правительства Российской Федерации, и они подлежат официальному опубликованию.
Распоряжение было официально опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 августа 2013 г. N32.
По мнению суда, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований об отмене принятого распоряжения ссылки заявителя на отсутствие в распоряжении подписи Председателя Правительства и визы Заместителя Председателя Правительства - Руководителя Аппарата Правительства, подтверждающие подлинность документа.
Распоряжение Правительства Российской Федерации не является правовым актом о наложении дисциплинарного взыскания и не нарушает права заявителя как гражданского служащего.
Верховный Суд Российской Федерации оставил без удовлетворения заявление гражданина об отмене распоряжения правительства от 1 августа 2013 г. №1367-р.
Позиция Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в своем определении от 16 января 2014 г. № АПЛ13-561 отметила, что на законность распоряжения не влияет отсутствие в материалах дела документов, перечисленных в пункте 5.16 Инструкции по делопроизводству в Аппарате правительства (сопроводительных документов с описью, экспертного заключения Аппарата Правительства, подписанного исполнителем, с указанием рассылки бумажных копий и списка министерств, которым направляются электронные копии), равно как и наличие технических неточностей в некоторых документах. Действующее законодательство не ставит законность оспариваемого распоряжения в зависимость от соблюдения требований Инструкции.
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оставила без изменения решение Верховного Суда Российской Федерации, а апелляционную жалобу гражданина без удовлетворения.
Источник: Консультант плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=364997
Суд отметил, что федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» в статье 12 определяет перечень вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации. Вопросы об освобождении от должности заместителей федеральных министров к таковым не отнесены.
Регламент Правительства, утвержденный Постановлением Правительства от 1 июня 2004 года № 260, не предусматривает рассмотрение вопросов освобождения от должности заместителей федеральных министров на заседаниях Правительства, которые планируются, как правило, на полугодовой период.
Федеральное законодательство не требует рассмотрения на заседаниях Правительства Российской Федерации вопросов о назначении на должность и освобождении от должности заместителей федеральных министров, и доводы заявителя и его представителей о нарушении порядка принятия решения и незаконности оспариваемого Распоряжения являются несостоятельными.
Акт Правительства об освобождении от должности заместителя федерального министра издан в соответствующей форме. Согласно статье 23 федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации подписывает Председатель Правительства Российской Федерации, и они подлежат официальному опубликованию.
Распоряжение было официально опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 августа 2013 г. N32.
По мнению суда, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований об отмене принятого распоряжения ссылки заявителя на отсутствие в распоряжении подписи Председателя Правительства и визы Заместителя Председателя Правительства - Руководителя Аппарата Правительства, подтверждающие подлинность документа.
Распоряжение Правительства Российской Федерации не является правовым актом о наложении дисциплинарного взыскания и не нарушает права заявителя как гражданского служащего.
Верховный Суд Российской Федерации оставил без удовлетворения заявление гражданина об отмене распоряжения правительства от 1 августа 2013 г. №1367-р.
Позиция Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в своем определении от 16 января 2014 г. № АПЛ13-561 отметила, что на законность распоряжения не влияет отсутствие в материалах дела документов, перечисленных в пункте 5.16 Инструкции по делопроизводству в Аппарате правительства (сопроводительных документов с описью, экспертного заключения Аппарата Правительства, подписанного исполнителем, с указанием рассылки бумажных копий и списка министерств, которым направляются электронные копии), равно как и наличие технических неточностей в некоторых документах. Действующее законодательство не ставит законность оспариваемого распоряжения в зависимость от соблюдения требований Инструкции.
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оставила без изменения решение Верховного Суда Российской Федерации, а апелляционную жалобу гражданина без удовлетворения.
Источник: Консультант плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=364997
Комментариев нет:
Отправить комментарий