2 февраля 2015 года американский журнал Ньюсуик (Newsweek) опубликовал большую статью Става Зива (Stav Ziv) под названием "Пострадали в огне: Как Москва может спасти книги, поврежденные во время крупного пожара в библиотеке" (Up in Flames: How Moscow Can Salvage Damaged Books After Massive Library Blaze, http://www.newsweek.com/and-after-fire-library-conservation-303946 ). Статья ценна тем, что в ней ряд американских специалистов в своих интервью автору публикации дают четко сформулированные рекомендации по поводу того, что следует сделать. Ниже приведен перевод ключевого, с моей точки зрения, фрагмента статьи.
Согласно принятой сейчас стандартной процедуре спасения поврежденных водой книг и коллекций, эти материалы желательно как можно скорее заморозить. Именно так: их нужно поместить в морозильную камеру.
«Материалы следует упаковать в картонные коробки и заморозить с тем, чтобы остановить процессы разрушения», говорит Дункан Райоч (Duncan Rioch), руководитель проектов в фирме Document Reprocessors, специализирующейся на спасении повреждённых водой и дымом книг, документов и других архивных материалов.
Этой компании ранее поручались реставрационно-восстановительные работы для Библиотеки Конгресса США и Смитсоновского института. Больше всего фирма прославилась тем, что помогла спасти и сохранить документацию, поднятую с борта затонувшего «Титаника». В тот самый момент, как Райоч объяснял процесс спасения документов корреспонденту Newsweek, один из штатных сотрудников компании был на пути в Бруклин (район Нью-Йорка – Н.Х.), где пожар (о нём см. http://rusrim.blogspot.ru/2015/02/blog-post_59.html - Н.Х.) серьёзно повредил хранилище, заполненное документами агентств города Нью-Йорк.
Специалист Севро-восточно центра консервации документов (Northeast Document Conservation Center) Фрэнсис Харрелл (Frances Harrell), отмечает, что библиотеки и архивы должны установить автоматизированные системы пожаротушения (например, спринклерные), поскольку поврежденные водой документы «могут быть восстановлены Мы предпочитаем иметь дело с намокшими документами, чем со сгоревшими». Однако развивающаяся на намокшей бумаге плесень может нанести огромный ущерб, добавляет она.
Бумага и другие пористые материалы при намокании увеличиваются в объёме, что может привести к повреждению переплёта книг. Однако в замороженном состоянии материалы могут храниться неограниченно долго до тех пор, пока организация не будет готова продолжать процесс реставрации. В установках вакуумной сублимационной сушки лед испаряется из материала, не переходя в жидкое состояние. Другими словами, метод использует сублимацию, т.е. переход льда из твердого состояния непосредственно в газообразное. Вакуум помогает ускорить этот процесс.
Фирма Document Reprocessors также использует альтернативный метод криогенный сушки, который требует три или четыре недели, а не 7-14 дней как при вакуумной сублимационной сушке, - но позволяет компании высушивать кожаные материалы и древние документы, избегая коробления и растрескивания. Райоч сказал, что, поскольку альтернативный процесс является собственностью компании, он не сможет раскрыть все его детали.
После того, как документы высушены, следует провести оценку того ущерба, который причинила им вода, а до неё, возможно, дым и/или огонь, объясняет Райоч. Например, вследствие намокания клей с книжных переплетов может перейти на страницы, которые из-за этого нужно будет тщательно отделить друг от друга.
В случае повреждения огнем на материале может накопиться сажа, которую затем может разнести вода. Поскольку сажа может содержать такие канцерогенные вещества, как креозот, поверхность книги или документа «следует очистить, а затем материалы следует упаковать, чтобы сохранить исторический документ таким образом, чтобы люди по-прежнему могли безопасно им пользоваться», говорит Райоч. Иногда в подобных ситуациях организации предпочитают отсканировать и проиндексировать содержимое материалов для оперативной работы, а сами единицы хранения упаковать целиком в пластик, не занимаясь специальной обработкой (например, ламинированием) каждой страницы.
Президент Российской Академии наук Владимир Фортов сравнил библиотеку ИНИОН с Библиотекой Конгресса США. Так что же будет делать Библиотека Конгресса в случае повреждения её коллекций?
Начальник отдела консервации Библиотеки Конгресса Элмер Юсман (Elmer Eusman) рассказал, что в ней существует три основные «линии обороны» на случай подобной чрезвычайной ситуации. Первая линия - это так называемая «группа сигнальщиков» (beeper team), которая сейчас использует смартфоны iPhone. В её состав входит около дюжины человек, дежурящих по очереди. Их задача – известить вышестоящее руководство в случае прорыва воды или иной чрезвычайной ситуации. Во-вторых, библиотека имеет специально выделенное помещение, где хранятся оборудование и материалы для спасения коллекций.
В случае чрезвычайной ситуации «всегда есть чувство паники»,- говорит Юсман. «Вам некогда думать о том, что же Вам нужно – всё это уже должно быть под рукой». В комплект материалов и оборудования входят прокладки, способные впитать большое количество воды; упоры для того, чтобы при сушке обложки дел и книг были в вертикальном положении; средства индивидуальной защиты, морозильная камера и установка вакуумной сублимационной сушилки, способная обрабатывать небольшие количества материалов.
Наконец, у Библиотеки Конгресса есть контрактные соглашения с компанией, которая, подобно фирме Document Reprocessors, в случае более серьёзных происшествий может обеспечить необходимую рабочую силу, материалы и оборудование.
Из статьи Става Зива (Stav Ziv)
Источник: сайт Newsweek
http://www.newsweek.com/and-after-fire-library-conservation-303946
Комментариев нет:
Отправить комментарий