Во многих странах создаются информационные системы, в которых собираются и накапливаются персональные данные граждан. Постановлением Европейского cуда по правам человека (ЕСПЧ) от 22 июня 2017 года по делу «Айкагуэр против Франции» (Aycaguer v. France, №8806/12) высказана позиция по вопросу хранения в национальной компьютерной базе ДНК Франции (FNAEG) данных на лиц, осужденных за некоторые преступления
Суть дела
В 2008 году гражданин Франции был приговорен к двум месяцам лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания за то, что он ударил жандармов зонтиком во время демонстрации профсоюза фермеров. Затем ему было предписано пройти биологическое тестирование с целью регистрации в национальной компьютерной базе ДНК (FNAEG) для лиц, осужденных за некоторые преступления (перечисленные в законодательстве), от которого он отказался. Он не был зарегистрирован в базе данных и был за это оштрафован на 500 евро.
Позиция Европейского суда по правам человека
Когда речь идет об особенно важном аспекте чьей-то жизни или личности, пределы усмотрения государства обычно сужены. Защита персональных данных играет главную роль в осуществлении права лица на уважение его личной жизни, воплощенного в статье 8 Конвенции. Таким образом, внутригосударственное законодательство должно обеспечить, чтобы в нем существовали адекватные гарантии.
ЕСПЧ сделал вывод о том, что в отсутствие справедливого равновесия между конкурирующими публичными и частными интересами по делу власти государства-ответчика вышли за пределы своего усмотрения и что вмешательство в право заявителя на уважение его личной жизни было несоразмерным.
Европейский Суд выделил следующие моменты:
- Длительность хранения данных. В 2010 году Конституционный совет Франции признал соответствующими Конституции страны положения законодательства относительно оспариваемой базы данных при условии «обеспечения того, что длительность хранения таких персональных данных останется пропорциональной с учетом цели базы данных, характера и/или тяжести данных преступлений». В связи с этой оговоркой конкретные действия не были предприняты.
Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Франции длительность хранения образцов ДНК не может превышать 40 лет для лиц, осужденных за одно из перечисленных в нем преступлений. Данный максимальный период должен быть установлен декретом. Отсутствие декрета означает, что 40-летний период является не максимальным, а обычным на практике. Таким образом, в настоящее время длительность хранения не дифференцирована в соответствии с характером и/или тяжестью совершенного преступления. Однако широкий спектр различных ситуаций, по-видимому, входит в сферу этой базы данных, потенциально охватывая особо тяжкие преступления (например, преступления против половой неприкосновенности, терроризм, преступления против человечности и торговля людьми).
По мнению суда, настоящее дело (по поводу неустановленных жандармов, которых ударили зонтиком в контексте политической и профсоюзной деятельности) явно отличается от относящихся к таким тяжким преступлениям, как организованная преступность и сексуальные посягательства. - Процедура удаления. Доступ к подобной процедуре предусмотрен только для подозреваемых, а не для осужденных (таких, как заявитель). Однако Европейский Суд полагает, что осужденным также должно быть разрешено подавать ходатайство об удалении хранящихся данных.
Мой комментарий: В России достаточно часто граждане пытаются через суд добиться уничтожения данных о них из базы данных лиц, преступивших закон. Пока я не нашла ни одного случая, когда суды поддержали бы подобные требования.
Верховный Суд Российской Федерации в феврале 2018 года вынес решение №АКПИ17-1073 по делу, в котором ряд граждан оспаривали правомочность установленных в пункте 15.1 «Правил формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение» норм, согласно которым в пофамильных учетах Главного информационно-аналитического центра (ГИАЦ) МВД России и информационных центров (ИЦ) МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости. Данные хранятся до достижения гражданами 80-летнего возраста (см.: http://rusrim.blogspot.com/2018/12/blog-post_23.html ).
В настоящее время у нас начинает формироваться единая биометрическая система биометрических данных российских граждан. Вопросы организации хранения и процедуры уничтожения данных в полной мере не определены. Это также может вызвать споры и проблемы. Хранение биометрических ПДн, размещенных в единой биометрической системе, в целях идентификации осуществляется в соответствии со статьей 19 Федерального закона №152-ФЗ в течение не менее чем 50 лет с момента их размещения в системе (п.17) (см.: http://rusrim.blogspot.com/2018/07/blog-post_25.html ).
Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;BASENODE=ARB002;base=ARB;n=520675
Комментариев нет:
Отправить комментарий