воскресенье, 23 декабря 2018 г.

Верховный суд: Сроки хранения данных на лиц, подвергшихся уголовному преследованию


Верховный Суд Российской Федерации в феврале 2018 года вынес решение № АКПИ17-1073 по делу, в котором ряд граждан оспаривал правомочность установленных в пункте 15.1 «Правил формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение» норм, согласно которым в пофамильных учетах Главного информационно-аналитического центра (ГИАЦ) МВД России и информационных центров (ИЦ) МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости.
Для справки: Министерством внутренних дел РФ совместно с Министерством юстиции РФ, Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством финансов РФ, Министерством обороны РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой охраны РФ, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Федеральной миграционной службой, Государственной фельдъегерской службой РФ, Следственным комитетом РФ Генеральной прокуратурой РФ приказом от 12 февраля 2014 г. №89дсп/19дсп/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/63дсп/14/95дсп,  было утверждено «Наставление по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации».

Приложение 1 к Наставлению содержит «Правила формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение».

Согласно пункту 15.1 Правил, в пофамильных учетах ГИАЦ МВД России и ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 15.2 Правил, в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки формы 1, учетные алфавитные карточки формы 1-б хранятся на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия, на основании акта об амнистии или помилования, в связи со смертью обвиняемого, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, в связи с примирением сторон (за исключением дел частного обвинения), в связи с деятельным раскаянием или принятием федерального закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, а также лиц, осужденных (при наличии вступившего в законную силу приговора суда) за преступления, которые впоследствии были декриминализированы - до достижения ими 80-летнего возраста.
Суть спора

Ряд граждан обратился в Верховный Суд РФ с административными исковыми заявлениями о признании недействующими пункта 15.1, подпункта «е» пункта 15.2 Правил, ссылаясь на то, что те противоречат Конституции РФ и законодательству РФ и нарушают их право на неприкосновенность частной жизни, предусмотренное ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Граждане обращались в органы внутренних дел с целью получения справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования. В полученных документах содержались сведения об осуществлении в отношении их уголовного преследования, о привлечении к уголовной ответственности, в том числе за преступления, которые впоследствии были декриминализированы до вступления приговора в законную силу, был применен акт об амнистии, освобождающий от наказания. Хранение таких сведений нарушает их права.

По их мнению:
  • Оспариваемые положения нормативного правового акта в части установления сроков хранения в пофамильных учетах учетных документов (без перевода в архивные фонды автоматизированных оперативно-справочных картотек) на лиц в зависимости от их возраста и независимо от погашения и снятия судимости - противоречат действующему законодательству.

  • Оспариваемые положения устанавливают не предусмотренные федеральным законодательством категории информации, подлежащей хранению в пофамильных учетах ГИАЦ МВД и ИЦ о лицах, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия, ранее имевших судимость, осужденных (при наличии вступившего в силу приговора суда) за преступления, которые впоследствии были декриминализированы.

  • Оспариваемые положения содержат неопределенность в формулировке «на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия, на основании акта об амнистии или помилования, в связи со смертью обвиняемого, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, в связи с примирением сторон (за исключением дел частного обвинения), в связи с деятельным раскаянием или принятием федерального закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния».
Позиция Верховного Суда Российской Федерации

Позиция Верховный Суд Российской Федерации подчеркнул, что, в соответствии с федеральным законом «О полиции», полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей (части 1, 8 статьи 17).

Суд отметил, что определяя правила формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, оспариваемые положения нормативного правового акта в пункте 15.1 предусматривают хранение в пофамильных учетах ГИАЦ МВД России и ИЦ учетных документов независимо от снятия и погашения судимости, а в пункте 15.2 перечисляются лица, в отношении которых хранятся учетные алфавитные карточки, и определен их срок хранения.

Данные положения нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству РФ.

Полиция, согласно части 1 статьи 17 Федерального закона «О полиции», имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах.

В соответствии с частью 3 данной статьи, внесению в банки данных подлежит информация, в частности, о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, осужденных за совершение преступления; о лицах, которые совершили преступление или общественно опасное деяние и в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера; о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием; о несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности либо освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; о несовершеннолетних, совершивших правонарушения и (или) антиобщественные действия, об их родителях или иных законных представителях, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними; о лицах, в отношении которых до вступления приговора в законную силу был применен акт помилования или акт об амнистии, освобождающий от наказания.

Предусмотренное пунктом 15.1 Правил хранение учетных документов независимо от снятия и погашения судимости не может рассматриваться как юридическое последствие судимости и ограничение прав лиц, ранее имевших судимость.

Требования подпункта «е» пункта 15.2 Правил о хранении в пофамильных картотеках учетных документов на осужденных (при наличии вступившего в законную силу приговора суда) за преступления, которые впоследствии были декриминализированы, не противоречат части 3 статьи 17 федерального закона "О полиции", поскольку на момент вынесения обвинительного приговора суда лицо считалось осужденным за совершение преступления. Изменение уголовного законодательства, которым преступление, совершенное конкретным лицом, было декриминализировано, не означает, что информация о таких лицах и фактах уголовного преследования не подлежит хранению.

Подпункт «е» пункта 15.2 Правил предусматривает хранение в пофамильных картотеках учетных алфавитных карточек на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, осужденных за преступления, которые впоследствии были декриминализированы - до достижения ими 80-летнего возраста.

Нормативного правового акта большей юридической силы, которому могли бы противоречить оспариваемые положения нормативного правового акта, не имеется. Ни Семейный кодекс Российской Федерации, ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не содержат норм, регламентирующих сроки хранения учетных документов на лиц, подвергшихся уголовному преследованию.

Предусмотренные подпунктом «е» подпункта 15.2 Правил требования о хранении учетных документов на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия, на основании акта об амнистии или помилования, в связи со смертью обвиняемого, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, в связи с примирением сторон (за исключением дел частного обвинения), в связи с деятельным раскаянием или принятием федерального закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, соответствуют положениям статей 24, 25, 27, 28 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а представленное суду лингвистическое исследование от 14 марта 2017 г. касается понятия, приведенного в пункте 2 части 3 статьи 17 федерального закона «О полиции». Хранение учетных документов в отношении лиц, подвергшихся уголовному преследованию, осуществляется на законной основе и не может рассматриваться как противоречащее нормам международного права.

Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении административных исковых заявлений граждан.

Позиция Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в мае 2018 года (апелляционное определение № АПЛ18-143) рассмотрела апелляционную жалобу граждан, в которой они указывали, что
  • Установление возрастного критерия «достижение лицом 80-летнего возраста» для перевода учетных документов об этом лице в архивные фонды автоматизированных оперативно-справочных картотек создает неравные условия для граждан разного возраста, обращающихся за справками о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования;

  • Сроки хранения и обработки персональных данных, в том числе сведений о судимости, должны определяться исключительно федеральным законом, а не подзаконным правовым актом;
Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ отметила, что право полиции обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных, предусмотрено частью 1 статьи 17 Закона о полиции.

Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий.

Предусмотренное пунктом 15.1 Правил хранение учетных документов независимо от снятия и погашения судимости не может рассматриваться как юридическое последствие судимости и ограничение прав лиц, ранее имевших судимость, поскольку оспариваемый в части правовой акт имеет иной предмет правового регулирования, связанный с формированием статистической отчетности.

По мнению суда, централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел РФ и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в том числе для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания. Для поиска информации о наличии (отсутствии) неснятых или непогашенных судимостей по учетам МВД России необходим полный комплекс установочных данных, позволяющих в том числе достоверно установить как факт наличия (отсутствия) неснятых или непогашенных судимостей, так и факт того, что эти сведения относятся именно к конкретному лицу.

Указание в справке сведений о факте прекращения уголовного преследования на территории РФ, в том числе в связи с изменением обстановки, решение о котором согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 28 октября 1996 г. № 18-П, не подменяет собой приговор суда и, следовательно, не является актом, которым устанавливается виновность лица в совершении преступления, не противоречит действующему законодательству и само по себе не ограничивает право на труд и (или) осуществление предпринимательской деятельности.

Наличие в справке информации о факте прекращения уголовного преследования по основаниям, которые на время решения вопроса о приеме на работу либо регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не предусмотрены действующим уголовно-процессуальным законом, само по себе не влечет неблагоприятных последствий.

При этом решение об отказе в допуске к трудовой или предпринимательской деятельности, в том числе не учитывающее новый уголовный закон, устраняющий или смягчающий уголовную ответственность, или изменение уголовно-процессуального законодательства, во всех случаях принимается работодателем либо иным органом, осуществляющим допуск указанных лиц к трудовой или предпринимательской деятельности определенного вида, и может быть оспорено в судебном порядке.

Доводы о незаконности предусмотренного срока хранения в пофамильных картотеках учетных алфавитных карточек на определенные категории лиц до достижения ими 80-летнего возраста несостоятельны, поскольку какому-либо нормативному правовому акту большей юридической силы это положение не противоречит.

Ни Семейный кодекс РФ, ни Трудовой кодекс РФ, ни Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не содержит норм, регламентирующих сроки хранения учетных документов на лиц, подвергшихся уголовному преследованию.

МВД России, а также другие федеральные органы власти, участвовавшие в разработке
Наставлений, вправе были определить перечень и сроки хранения служебных документов, образующихся в процессе их деятельности.

Ссылки в апелляционной жалобе о том, что сроки хранения учетных данных должны соответствовать срокам погашения или снятия судимости, не основаны на законе.

Цели хранения и обработки информации не связаны с правовыми последствиями судимости, а необходимость хранения и обработки информации о лицах, осужденных за совершенные преступления, не может рассматриваться как юридическое последствие судимости.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ оставил без изменения решение Верховного Суда РФ, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB002;n=531203  
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB002;n=541791

Комментариев нет:

Отправить комментарий