понедельник, 17 декабря 2018 г.

Поддержка инфраструктур для обеспечения электронной сохранности


Статья известного итальянского архивиста, профессора университета La Sapienza в Риме и президента Национальной ассоциации итальянских архивистов (Associazione nazionale archivistica italiana, ANAI), Мариэллы Герсио (Mariella Guercio – на фото), была опубликована 21 ноября 2018 года на блоге британской Коалиции по электронной сохранности (Digital Preservation Coalition, DPC) среди материалов, приуроченных к Международному дню электронной сохранности, который отмечался 29 ноября 2018 года (см. https://dpconline.org/blog/idpd ).

За последние несколько лет было много инициатив, направленных на поддержку или продвижение инфраструктур для обеспечения электронной сохранности, в особенности в части качества хранилищ и формулирования стандартов совместимости / интероперабельности.

Это может показаться многообещающей возможностью для накопления практического опыта и внедрения технических решений, однако я полагаю, что профессионалы, занимающиеся обеспечением долговременной сохранности электронных материалов (в основном это архивисты и кураторы электронных материалов) должны, по целому ряду причин, очень внимательно следить за этими инициативами в области электронной сохранности, такими, например, как
  • Проект Европейского института телекоммуникационных стандартов (European Telecommunications Standards Institute, ETSI) по определению политики и требований по безопасности для поставщиков услуг доверия, предлагающих услуги по обеспечению долговременной сохранности электронных цифровых подписей (речь идёт о документе ETSI SR 019 510 «Электронные подписи и инфраструктуры: Предварительный анализ и концепция стандартизации услуг по обеспечению долговременной сохранности данных, включая электронные цифровые подписи и подписанные ими данные», о котором см. мой пост https://rusrim.blogspot.com/2017/06/etsi.html - Н.Х.); и, даже в большей степени:

  • Стандарт ISO 17068:2017 «Информация и документация – Хранилище электронных документов доверенной третьей стороны» (мой пост о нём: https://rusrim.blogspot.com/2017/11/iso-170682017.html - Н.Х.) - с его узким и ограниченным пониманием аутентичности.
Во-первых, эти инициативы в основном или исключительно нацелены на поддержку долговременной сохранности отдельных артефактов (электронного документа или электронного объекта) на основе сохранения возможности перепроверять во времени электронные цифровые подписи, и соответствующие предложения опираются на очень слабую и путанную концептуальную основу. Такого рода концепция не определяет содержание понятие аутентичности, а направляет административные, финансовые и технические ресурсы хранилища исключительно на выдачу сертификатов аутентичности для отдельных электронных документов, «аутентичность которых была проверена ранее». В рамках этих инициатив даже не говорится о том, как именно аутентичность «проверялась ранее» - путем проверки идентичности документа, его побитной целостности или же контекстуальной целостности; а также кем и где.

Во-вторых, специалисты по обеспечению долговременной сохранности не рассматривают долговременную сохранность как контроль целостности с использованием технических средств, таких, как контрольные суммы или алгоритмы хеширования; и отвергают смешение поддержания текущих активных и полуактивных документов их создателем (то есть управление документами) с обеспечением долговременной сохранности вышедших из активного использования документов доверенной третьей стороной (даже в случае, когда хранилище принадлежит организации-создателю, как это имеет место в таких корпорациях, как банки).

Архивная электронная сохранность не сводится ни к наложению и проверке штампов времени или электронных цифровых подписей, ни к регулярному проведению конверсии файловых форматов. Доверие к электронному хранилищу - это не то же самое, что безопасность системы хранения, которая является лишь технологической составляющей деятельности по обеспечению сохранности. Электронная сохранность включает в себя все принципы, политики и стратегии, которые контролируют деятельность, направленную на обеспечение физической и технологической стабилизации материалов (данных, контента, документов или архивных фондов), а также на защиту их интеллектуального контента в соответствующем контексте, в ходе смены с течением времени различных поколений технологий, и независимо от того, где эти материалы хранятся.

Проблемы электронно-цифровой среды, с которыми нам приходится сталкиваться, сложнее и требуют куда больших усилий, чем контроль целостности потока битов. В год, когда международный проект InterPARES (см. http://www.interpares.org/ и https://interparestrust.org/ ) отмечает 20-летие успешной деятельности по выпуску научных продуктов, и в то время, когда электронно-цифровые аспекты нашей жизни трансформировали свойства архивных материалов и, как следствие, методы архивных учреждений и программ исследований, - архивы и архивисты должны выступать в качестве центральных и ключевых посредников между поставщиками технологий и услуг и общественностью, которую они обслуживают, используя накопленные в рамках инновационных исследований знания для того, чтобы сохранить полноценные документы общества, а не накапливать огромное количество аутентифицированных фрагментов, которые хранятся защищённых образом, но которые невозможно понять.

Мариэлла Герсио (Mariella Guercio)

Источник: блог Коалиции по электронной сохранности
https://dpconline.org/blog/idpd/supporting-digital-preservation-infrastructures

Комментариев нет:

Отправить комментарий