понедельник, 11 ноября 2019 г.

Статья «Цифровые аудиовизуальные архивные документы» в журнале «Документация и библиотеки» (Documentation et bibliothèques)


В номере журнала «Документация и библиотеки» (Documentation et bibliothèques) за июль-сентябрь 2019 года была опубликована статья аспиранта факультета библиотековедения и информационных наук (École de bibliothéconomie et des sciences de l’information) университета Монреаля Симона Коте-Лапуанта (Simon Côté-Lapointe – на фото) под названием «Цифровые аудиовизуальные архивные документы» (Les documents audiovisuels numériques d’archives).

Журнал «Документация и библиотеки» (о нём см. https://www.erudit.org/fr/revues/documentation/ ) выпускается ежеквартально канадской Ассоциацией развития науки и техники работы с документами (Association pour l’avancement des sciences et des techniques de la documentation, ASTED – создана в 1973 году, в её составе примерно 450 корпоративных и индивидуальных членов). Статья Коте-Лапуанта вышла в 3-м номере 65-го тома за июль-сентябрь 2019 года, см. https://www.erudit.org/fr/revues/documentation/2019-v65-n3-documentation04880/ . Этот номер посвящён теме «Новые форматы, новые коллекции» (Nouveaux médias, nouvelles collections).

Объём статьи 19 страниц, язык французский, аннотация также приведена на английском языке. Полный текст статьи доступен по адресу: http://simoncotelapointe.com/wp-content/uploads/2019/10/Cote-Lapointe-2019-Les-documents-audiovisuels-numériques-darchives.pdf

Поскольку название статьи показалось мне достаточно интригующим, приведу перевод её аннотации:
«Цифровые аудиовизуальные архивные документы (documents audiovisuels numériques d’archives, DANA) все чаще становятся компонентами цифровых технологий, и рост их объёмов является экспоненциальным. Существует, однако, разрыв между текущим применением и практикой использования аудиовизуальных документов и онлайн-услугами, предлагаемыми учреждениями, занимающимися сохранением культурно-исторической памяти – который необходимо ликвидировать.

Этот разрыв между применением на практике и услугами учреждений памяти обусловлен, в частности, отсутствием четкого определения свойств и характеристик аудиовизуальных документов (DANA). Однако принятие во внимание этих характеристик критически-важно для разработки и внедрения правил упорядочения и распространения такого рода документов, облегчающих их использование.

На первом этапе анализ аудиовизуальных, архивных и цифровых аспектов документа проливает свет на эти свойства и характеристики. Это приводит нас к рассмотрению на втором этапе ряда особенностей конкретных решений: с точки зрения контента, передачи на архивное хранение и архивного использования, электронного доступа, взаимоотношений между пользователями и учреждениями и, наконец, с точки зрения будущих технологических разработок для улучшения согласованности между аудиовизуальными документами и их применением с одной стороны, и средствами и правилами, используемыми учреждениями в Интернете - с другой.»
В статье приведен обширный список преимущественно франкоязычной литературы.

Автор сделал в конечном итоге довольно любопытные выводы, и один из них, достаточно необычный, я для Вас перевела:
«Наконец, эти размышления позволяют утверждать о большом будущем аудиовизуальных документов. Как отмечает Мари-Анн Шабен (Marie-Anne Chabin), «Аудиовизуальный архив потенциально огромен. Он разнообразен и многогранен, выходя за рамки того, что было в момент возникновения данного понятия на основе материалов радио и телевидения».

Чтобы это будущее выглядело ещё более ярким, мы надеемся, что работающие с документами профессионалы (архивисты, библиотекари, документоведы, специалисты музейного дела и т.д.) поддержат расширение доступа к аудиовизуальным документам, и что у них есть средства для реализации их амбиций.

Для этого учреждениям и архивистам возможно, придётся примириться с потерей порой контроля над своими архивными документами, ради поощрения их более широкого использования (Robert, 2015:121), чтобы объединить точки зрения на архивы как на «хрупкие» и «антихрупкие» (antifragile). Понятие антихрупкости, предложенное Нассимом Николя Талебом (Nassim Nicholas Taleb), является свойством, характерным для всех природных сложных систем, способных использовать в своих интересах хаотические и непредсказуемые события:

«[...] Все, что в результате случайных событий (или определенных потрясений) получает больше преимуществ, чем ущерба, является антихрупким; - и хрупким в противном случае.

[...] Некоторые объекты получают преимущества от потрясений; они процветают и развиваются, когда они подвержены воздействию неустойчивости, риска, беспорядка и стресса, и они любят приключения, риск и неопределенность.» (Taleb, 2013, стр. 13, 15)»
Источник: Твиттер
https://twitter.com/s_o_c_l/status/1181370902178619392
http://simoncotelapointe.com/?page_id=128

Комментариев нет:

Отправить комментарий