четверг, 16 сентября 2010 г.

Создается единая система межведомственного электронного взаимодействия (ещё одна!)

Постановлением Правительство Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 утверждено «Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

Теперь, помимо системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО), в России появится ещё и единая система межведомственного электронного взаимодействия (краткого сокращения пока не придумали, но что-то типа ЕСМЭВ).

Оператором системы стало Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (п.2 Постановления), и ему поручено в 3-месячный срок (п.3 Постановления):
  • Ввести систему в эксплуатацию

  • Утвердить технические требования к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия
Таким образом, Правительство планирует за три месяца сделать то, что никак не удавалось осилить за 10 последних лет – наладить взаимодействие информационных систем, установленных в органах государственной власти.

Органам государственной власти поручено «обеспечить подключение информационных систем, используемых при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций, к единой системе межведомственного электронного взаимодействия» в соответствии со сроками реализации этапов перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде, установленных Правительством Российской Федерации (п.4 Постановление).

Интересен текст самого «Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия». Выясняется, что система будет использоваться для «информационного обмена, осуществляемого с ее применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций (далее - органы и организации) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме» (п.1 Положения).

Описание состава этой федеральной государственной информационной системы выглядит интригующе (п.2 Положения):
  • информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам (далее - электронные сервисы),

  • сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме,

  • программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Целью создания системы взаимодействия является технологическое обеспечение информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме (п.3 Положения). Технологическое обеспечение будет достигаться «путем использования сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам, а также путем использования единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных» (п.5 Положения).

Самое интересное – это функции системы:
Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. Постановлением Правительства РФ) от 8 сентября 2010 г. № 697

6. Основными функциями системы взаимодействия являются (п.6 Положения):

а) обеспечение передачи запросов, иных документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к системе взаимодействия информационные системы органов и организаций, обязанных предоставить испрашиваемые государственные (муниципальные) услуги;

б) обеспечение обмена электронными сообщениями между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия, при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций;

в) обеспечение передачи на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах органов и организаций, а также информации оходе выполнения запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и результатах их предоставления.
Будет любопытно посмотреть, какие информационные системы органов государственной власти напрямую подключат к этой системе, ведь в каждом органе государственной власти сейчас используется до нескольких десятков информационных систем, которые могут использоваться для оказания электронных государственных услуг, а согласно п.10-а подключению к системе взаимодействия подлежат «федеральные государственные информационные системы, используемые при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов».

Система должна обеспечить, помимо всего прочего, следующее: «получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия органов и организаций с обеспечением фиксации времени передачи, целостности и подлинности электронных сообщений, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме» (п.7).

Мой комментарий: Мне не совсем понятно, почему нужно создавать две разновидности государственной электронной почты с разными операторами (напомню, что за МЭДО у нас отвечает ФСО).

Кроме того, идею пошагового контроля за оказанием государственной услуги я считаю утопичной и вредной. Если по нормам на выполнение государственной услуги предусматривается определенное количество времени, зачем же нервировать исполнителей жестким контролем - снимая с него, кстати говоря, личную ответственность за полученную ему работу? Такой полицейский контроль больше навредит.

И ещё один важный момент: планируется подключение к системе информационных систем федеральных органов власти, с помощью которых будут оказываться государственные услуги. И что, так вот напрямую подключим и критически-важные системы, такие, как Кадастр недвижимости и Единый государственные реестр юридических лиц? Хакеры, конечно, будут довольны – у них появится возможность столько всего нового внести в эти системы!

Источник: Интернет-портал Правительства Российской Федерации
http://www.government.ru/gov/results/12192/

Комментариев нет:

Отправить комментарий