четверг, 12 июня 2014 г.

Судебная практика: Требование о представлении на государственную регистрацию политической партии всех документов в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником, признано не действующим


Анализ нормативно-правовых актов наших ведомств показывает, что ведомства достаточно часто пытаются «подкрутить» положения законодательства в удобную для них сторону, включая в подзаконные нормативные акты дополнительные требования для граждан и организаций.

Иски о признании недействующими тех или иных нормативных положений Верховному суду приходится рассматривать все чаще и чаще. На этот раз Верховный Суд Российской Федерации решением от 8 апреля 2014 года № АКПИ14-148 признал недействующим положение Административного регламента, содержащее требование о представлении всех документов на государственную регистрацию политической партии в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

Суть спора

Приказом Министерства юстиции РФ от 30 декабря 2011 г. №N 455 был утвержден «Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций».

В Верховный Суд РФ обратился гражданин с заявлением о признании недействующим пункта 41 Административного регламента в части положения абзаца первого о том, что все документы, кроме документов, представленных в электронной форме, и учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

Поводом для обращения послужило то, что Минюст России приостановил государственную регистрацию политической партии, уполномоченным лицом которой являлся гражданин, и одним из мотивов для этого было непредставление некоторых документов в двух экземплярах.

Позиция Верховного Суда Российской Федерации

Верховный Суд отметил, что перечень документов, представляемых в федеральный уполномоченный орган для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, закреплен в пункте 1 статьи 16 федерального закона «О политических партиях». При этом, согласно пункту 2 статьи 16 федерального закона, федеральный уполномоченный орган не вправе требовать от политической партии представления документов, не предусмотренных в пункте 1 этой статьи.

В указанном исчерпывающем перечне документов, необходимых для государственной регистрации политической партии, определены документы, которые должны представляться не в подлиннике, а в виде их копий, и требуемое количество экземпляров документов.

Норма, содержащаяся в Административном регламенте, по ее буквальному смыслу, требует для государственной регистрации любых некоммерческих организаций, включая политические партии, представления подлинного экземпляра каждого документа и его копии, что не соответствует положениям статьи 16 федерального закона «О политических партиях».

Суд не принял довод представителя Минюста России о том, что требование о представлении документов в двух экземплярах основано на установленной федеральным законом обязанности направить в регистрирующий орган весь комплект документов, поданных в федеральный уполномоченный орган, для включения в единый государственный реестр юридических лиц, - посчитав его лишенным правовых оснований.

По мнению суда, федеральный законодатель, определив особый порядок государственной регистрации политической партии, предусматривающий участие двух органов государственной власти - федерального уполномоченного органа и регистрирующего органа, не установил обязанность политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, представлять для каждого из этих органов государственной власти документы, необходимые для осуществления государственной регистрации.

Согласно федеральному закону «О политических партиях» документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в федеральный уполномоченный орган, который принимает решение о государственной регистрации политической партии и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

При этом федеральный уполномоченный орган направляет в регистрирующий орган лишь те документы, которые входят в состав документов, поданных политической партией в соответствии с утвержденным перечнем, и необходимы для ведения единого государственного реестра юридических лиц.

Суд отметил, что Минюст России потребовал от гражданина представления второго экземпляра лишь части документов из числа поданных для государственной регистрации и не обязал представить подлинники всех документов, - однако, по мнению суда, это само по себе не свидетельствует о законности оспариваемого нормативного положения в части, относящейся к государственной регистрации политических партий.

Положение абзаца первого пункта 41 Административного регламента в силу своей правовой неопределенности допускает возможность его произвольного применения, что создает угрозу нарушения права граждан Российской Федерации на объединение в политическую партию.

На этих основаниях Верховный суд РФ удовлетворил заявление гражданина и признал недействующим со дня вступления судебного решения в законную силу пункт 41 Административного регламента, в той мере, в какой данный пункт позволяет распространить на перечень документов, представляемых для государственной регистрации политической партии требование о представлении всех документов на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=162844 

Комментариев нет:

Отправить комментарий