вторник, 26 декабря 2023 г.

Установлены особенности оформления прав на отдельные виды объектов недвижимости, сведения о которых составляют государственную тайну

Федеральный закон от 2 ноября 2023 года №509-ФЗ «Об особенностях оформления прав на отдельные виды объектов недвижимости и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточнил, каким образом следует оформлять права на отдельные виды недвижимости, сведения о которых составляют государственную тайну. Положения закона вступят в силу с 1 мая 2024 года.

В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что проект федерального закона «разработан в целях установления особенностей государственного кадастрового учета, кадастровых работ, государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимого имущества, сведения о которых составляют государственную тайну (далее - режимные объекты)».

Разработчики законопроекта ссылались на то, что в части 5 статьи 7 федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), являются общедоступными, если иное не установлено законом.

При этом Гражданским кодексом РФ, федеральным законом от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», законом №218-ФЗ «не предусмотрены особенности подготовки документов, необходимых для государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав в отношении режимных объектов, а также осуществления государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав на такие объекты недвижимого имущества.»

По мнению авторов законопроекта «исключение необходимости государственной регистрации иных имущественных прав на режимные объекты, за исключением права собственности, позволит осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию таких объектов без внесения в ЕГРН сведений, составляющих государственную тайну и позволяющих отнести такие объекты недвижимости к режимным объектам, в том числе путем исключения необходимости указания в публичном реестре наименования государственного (муниципального) учреждения, государственного (муниципального) предприятия, которому такой объект предоставлен на соответствующем имущественном праве».

В пояснительной записке к законопроекту также отмечалось, что «регистрация права собственности Российской Федерации осуществляется не только в отношении режимных объектов, но и в отношении недвижимого имущества, находящегося в казне Российской Федерации. В связи с этим отсутствие регистрации иных имущественных прав на объект недвижимости не может являться критерием для отнесения такого объекта к режимным объектам».

Авторы законопроекта считают, что принятие законопроекта будет способствовать обеспечению не только безопасности Российской Федерации в сфере защиты государственной тайны и защиты информации о соответствующих объектах недвижимого имущества, но и полноты публичного реестра недвижимости и налогообложения таких объектов в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке.

В статье 1 закона установлено, что в целях осуществления государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации права собственности Российской Федерации (иного публично-правового образования), а также других вещных прав, ограничений прав представление в Росреестр документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и подлежащих возврату после осуществления государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим федеральным законом. (ч.1)

Содержащиеся в подготовленных в результате выполнения кадастровых работ документах и подлежащие внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведения о назначении, о проектируемом назначении, о местоположении, о виде или видах разрешенного использования, о наименовании и/или об их основных характеристиках, а также о лице, которому предоставлен объект недвижимости, не должны приводить к разглашению сведений об объекте недвижимости, составляющих государственную тайну (ч.2).

Если для осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимости представлены документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, либо если подлежащие внесению в ЕГРН сведения о назначении, о проектируемом назначении, о местоположении, о виде или видах разрешенного использования, о наименовании и/или об их основных характеристиках, а также о лице, которому предоставлен объект недвижимости, могут привести к разглашению сведений об объекте недвижимости, составляющих государственную тайну, - государственной регистрации подлежит только право собственности Российской Федерации (иного публично-правового образования) на такой объект недвижимости (ч.3).

Документы на бумажном носителе, на основании которых была осуществлена государственная регистрация права, а также документы, на основании которых была осуществлена государственная регистрация прекращения соответствующих права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, подлежат возврату заявителю после осуществления государственной регистрации прекращения права, ограничения права или обременения объекта недвижимости (ч.4).

В статья 2 закона установлено, что Правительство РФ утверждает перечень видов (типов) находящихся в государственной собственности объектов недвижимости (за исключением земельных участков), в отношении которых не осуществляется государственный кадастровый учет, право собственности Российской Федерации (иного публично-правового образования), другие вещные права на которые, ограничения этих прав не подлежат государственной регистрации и сведения о которых составляют государственную тайну (ч.1).

Право собственности РФ (иного публично-правового образования) на такие объекты недвижимости не подлежит государственной регистрации и считается возникшим в силу федерального закона (ч.2).

Документы на бумажном носителе, на основании которых были осуществлены государственный кадастровый учет и/или государственная регистрация, а также документы, на основании которых осуществлены государственный кадастровый учет в связи со снятием объекта недвижимости с государственного кадастрового учета и/или государственная регистрация прекращения соответствующих права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, подлежат возврату заявителю (ч.3)

Мой комментарий: Данная ситуация - наглядный пример того, что при принятии решения об открытии доступа к государственной информации необходимо всегда думать и том, что эта информация может быть использована в противоправных целях. На этот раз пришлось позаботиться о защите информации об объектах недвижимости, сведения о которых составляют государственную тайну.

Совершенно очевидно, что сосредоточение информации в единых государственных реестрах создаёт, помимо прочего, условия, позволяющие при грамотной аналитической обработке огромных массивов (пусть даже несекретных) данных получить в результате сведения высокой степени секретности.

Также хочу обратить внимание на то, что все документы на регистрацию представляются только на бумажных носителях и подлежат возврату заявителю после осуществления государственной регистрации. Таким образом признаётся, что бумажные документы, при всех их недостатках, по-прежнему обладают одним важным достоинством – информацию на бумажных носителях сложнее украсть и/или провести её несанкционированную аналитическую обработку.

Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=461022
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=230651

Комментариев нет:

Отправить комментарий