понедельник, 18 июля 2022 г.

Порядок дистанционного электронного голосования с использованием федеральных государственных информационных систем

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК России) постановлением от 08 июня 2022 года №86/716-8 утвердила «Порядок дистанционного электронного голосования с использованием федеральных государственных информационных систем».

Содержание документа следующее:

1.    Общие положения

2.    Порядок подачи заявления об участии в дистанционном электронном голосовании

3.    Порядок составления списков участников дистанционного электронного голосования

4.    Электронный бюллетень

5.    Контроль за подсчетом голосов участников дистанционного электронного голосования

6.    Осуществление дистанционного электронного голосования

7.    Порядок составления территориальной комиссией дистанционного электронного голосования протокола об итогах дистанционного электронного голосования

8.    Учет данных об итогах дистанционного электронного голосования при определении результатов выборов (установлении итогов голосования), результатов референдума

9.    Порядок хранения и уничтожения избирательной документации, документации референдума и информации о дистанционном электронном голосовании, предоставления доступа к указанной документации и информации

10.    Наблюдение за дистанционным электронным голосованием

Дистанционное электронное голосование представляет собой голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения, установленного на программно-техническом комплексе дистанционного электронного голосования (ПТК ДЭГ), доступ к которому избирателю, участнику референдума предоставляется на специальном портале в сети Интернет ( vybory.gov.ru  - см. также https://vybory-gov.ru/ - Н.Х.), в том числе с использованием специального мобильного приложения (п.1.2).

При его проведении обеспечивается возможность осуществления волеизъявления избирателем, участником референдума и формирования данных об его итогах с учетом неизменности сохраняемых результатов волеизъявления избирателя, участника референдума и соблюдения тайны голосования, а также невозможность установления связи между персональными данными избирателя, участника референдума и результатом его волеизъявления.

Принять участие в дистанционном электронном голосовании имеет право гражданин Российской Федерации (п.1.3):

  • Обладающий активным избирательным правом;

  • Являющийся пользователем ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕПГУ) с действующей подтвержденной учетной записью пользователя этой системы;

  • Данные ЕПГУ которого сопоставлены с данными Регистра избирателей, участников референдума ГАС «Выборы» на комплексе средств автоматизации (КСА) ЦИК России;

  • Зарегистрированный по месту жительства на территории, где проводится дистанционное электронное голосование.

Для обеспечения его проведения ЦИК России вправе сформировать территориальную комиссию дистанционного электронного голосования (ТИК ДЭГ) (п.1.4).

Заявление об участии голосовании (заявление ДЭГ) (п.2.1.) подается в электронном виде с использованием ЕПГУ (п.2.2).  При его подаче необходимо подтвердить свою личность, для чего следует ввести код подтверждения в соответствующем поле экранной формы (п.2.3). Избиратель, участник референдума вправе отозвать заявление ДЭГ с использованием ЕПГУ (п.2.5).

Информация, содержащаяся в заявлениях ДЭГ, ежедневно передается в базу обработки заявлений в целях формирования данных для составления списков участников дистанционного электронного голосования (список участников ДЭГ) (п.2.6). Информация о статусе обработки заявления ДЭГ направляется в личный кабинет пользователя ЕПГУ (п.2.8).

После обработки поступивших заявлений посредством ГАС «Выборы» формируются данные для составления списков участников ДЭГ, которые записываются на внешний носитель информации (п.3.1), который помещается в запечатываемый конверт, позволяющий сохранить конфиденциальность и неприкосновенность вложения, и направляется в ТИК ДЭГ.

Электронные бюллетени формируются на основании форм и текстов бюллетеней, утвержденных соответствующими комиссиями (п.4.1) и становятся доступны участникам ДЭГ в период проведения голосования (п.4.5).

При проведении голосования анонимизированные результаты волеизъявления участников по мере их формирования незамедлительно зашифровываются и сохраняются в зашифрованном виде в цепочке блоков информации в распределенной базе данных ПТК ДЭГ. После завершения голосования расшифрование результатов волеизъявления участников ДЭГ производится средствами ПТК ДЭГ с использованием ключа расшифрования (п.5.1).

По истечении времени голосования председателем ТИК ДЭГ со своего автоматизированного рабочего места дается команда о формировании в электронном виде списков участников по состоянию на момент завершения голосования (п.7.2).

Каждый список участников ДЭГ подписывается электронной подписью председателя и секретаря ТИК ДЭГ(п.7.3).

Электронные копии списков участников ДЭГ записываются на внешний носитель информации. После записи копий на внешний носитель внесение изменений в списки не допускается (п.7.4).

Внешний носитель информации убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение внешнего носителя информации, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении ТИК ДЭГ, обеспечивается председателем или по распоряжению председателя секретарем ТИК ДЭГ (п.7.5).

Председатель ТИК ДЭГ формирует в электронном виде протокол об итогах дистанционного электронного голосования (п.7.9).

Протокол содержит данные по каждому избирательному округу (каждой территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные (территориальные) группы), каждому округу референдума:

  • Число участников ДЭГ, включенных в список участников на момент окончания голосования;

  • Число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам;

  • Число электронных бюллетеней, использованных участниками;

  • Число недействительных электронных бюллетеней;

  • Число голосов участников, поданных за каждого зарегистрированного кандидата (каждый избирательное объединение), за и против всех кандидатов (за и против всех списков кандидатов), за и против вопроса (вопросов) референдума.

Протокол подписывается электронной подписью каждым присутствующим членом ТИК ДЭГ и размещается в сети Интернет на портале наблюдения ПТК ДЭГ и официальном сайте ЦИК России.

Если при проведении дистанционного электронного голосования были допущены нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления, итоги голосования признаются ТИК ДЭГ недействительными. В этом случае в протоколе делается соответствующая отметка (п.7.10).

Протоколы заседаний, решения ТИК ДЭГ и документы, приложенные к ним, хранятся в ТИК ДЭГ до окончания срока ее полномочий, после чего передаются в ЦИК России, где подвергаются экспертизе ценности и отбору в Архивный фонд Российской Федерации или уничтожаются (п.9.1).

В ТИК ДЭГ хранятся до окончания срока ее полномочий, а затем передаются ЦИК России для хранения в течение одного года со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, на которых проводилось дистанционное электронное голосование, после чего подлежат уничтожению по акту в установленном порядке следующие данные, сохраненные на внешних носителях информации и (или) в ПТК ДЭГ (п.9.2):

  • Данные для составления списков участников ДЭГ, сформированные средствами ГАС "Выборы" для ПТК ДЭГ;

  • Исходные данные для формирования электронных бюллетеней;

  • Ключ зашифрования и ключ расшифрования;

  • Цепочка блоков информации из распределенной базы данных ПТК ДЭГ;

  • Электронная копия списков участников ДЭГ, сформированная средствами ПТК ДЭГ.

До окончания срока полномочий ТИК ДЭГ доступ к указанной информации предоставляется этой комиссией, а затем до истечения сроков хранения - ЦИК России.

Уничтожение документов (данных), сохраненных на внешних носителях информации и (или) в ПТК ДЭГ, осуществляется по истечении срока их хранения в соответствии с пунктом 4.13 «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 31 марта 2015 года №526 (п.9.3).

Мой комментарий: Документирование всей процедуры голосования ведется в электронном виде. Интересно то, что экспертизу ценности по всем документам будет проводить ЦИК, и именно она будет решать, что будет передано на постоянное государственное хранение.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=419371

Комментариев нет:

Отправить комментарий