понедельник, 22 марта 2021 г.

Уточнены требования к хранению и сроки хранения аудиторских документов

Федеральный закон от 9 марта 2021 года № 41-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 20 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»» уточнил законодательные нормы о хранении аудиторской документации.

Для справки: В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 13 федерального закона «Об аудиторской деятельности», при оказании аудиторских услуг аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны обеспечивать хранение документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены, на территории Российской Федерации, в том числе размещать базы данных информации, в которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение сведений и документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг (далее - рабочая документация), на территории Российской Федерации.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается что «анализ практики применения данной нормы показал неоднозначность интерпретации ее субъектами аудиторской деятельности и контролирующими органами. Различия в интерпретации касаются как возможного места хранения рабочей документации, так и срока ее хранения. Это порождает риски нежелательного распространения информации о российских аудируемых лицах, в том числе информации «чувствительного» характера (например, за счет допуска к этой информации лиц, входящих в международные сети аудиторских организаций). Кроме того, это создает трудности при осуществлении контроля деятельности субъектов аудиторской деятельности и привлечения их к ответственности в случае нарушения требований, предусмотренных данной нормой».

Пункт 3 части 2 статьи 13 «Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора» признан утратившим силу:

3) обеспечивать хранение документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены, на территории Российской Федерации, в том числе размещать базы данных информации, в которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение сведений и документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, на территории Российской Федерации;

Содержание пункта 3 изложено в новой редакции:

Было:

3. При оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны обеспечивать хранение документов (копий документов), полученных и (или) составленных аудиторской организацией и ее работниками, индивидуальным аудитором и работниками, с которыми индивидуальным аудитором заключены трудовые договоры, не менее трех лет после отчетного года.

Стало:

3. Документы (копии документов) на бумажном носителе и (или) электронные документы, полученные или составленные при оказании аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, а также данные, содержащиеся в таких документах (копиях документов) и внесенные в базы данных, подлежат хранению аудиторской организацией, индивидуальным аудитором в течение следующих сроков:

  • Не менее пяти лет после года, в котором они были соответственно получены или составлены либо внесены в базы данных, если иное не установлено другими федеральными законами, - при оказании аудиторских услуг;

  • Не менее трех лет после года, в котором они были соответственно получены или составлены либо внесены в базы данных, если иное не установлено другими федеральными законами, - при оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг.

Статья также дополнена частью 4 следующего содержания:

4. Аудиторской организации, индивидуальному аудитору запрещается хранить документы (копии документов) на бумажном носителе и (или) электронные документы, полученные или составленные при оказании аудиторских услуг, а также данные, содержащиеся в таких документах (копиях документов), и размещать базы этих данных за пределами территории Российской Федерации.

Мой комментарий: Согласно данным Федерального казначейства, осуществляющего контроль над деятельностью обслуживающих общественно значимые организации аудиторских организаций, приведенным в пояснительной записке, с 2015 года выявлено более 200 случаев нарушения требований к хранению рабочей документации 43 аудиторскими организациями. За нарушение данного требования 6 аудиторских организаций были исключены из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов.

Источник: Консультант Плюс / сайт Государственной Думы
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=373112-338;req=doc;base=LAW;n=378794
https://sozd.duma.gov.ru/download/7594BC77-A36C-4E47-A996-39555F7D982E

Комментариев нет:

Отправить комментарий