За последние пару месяцев оба первых лица государства поднимали вопрос о возможности принудительного введения электронного документооборота в органах государственно власти.
В.В.Путин коснулся этой темы 17 февраля 2012 года на совещании в Новосибирске по поводу повышении эффективности государственного управления с помощью информационных технологий. Там было высказано предложение о том, что начать нужно с тех документов, которые сами ведомства включили в перечни документов, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в форме электронных документов при организации внутренней деятельности.
В протоколе совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 17 февраля 2012 г. № ВП-П10-4пр, г. Новосибирск (см. http://smev.ru/file/17_Nvp.pdf ) появился пункт:
Меня заинтересовал вопрос о том, как обстоит дело с упомянутыми перечнями - все ли органы государственной власти их разработали, и можно ли где-то познакомиться с этими документами?
За 2011 год перечни разработали и согласовали с Росархивом 53 ведомства (см.: «Информация о согласовании Федеральным архивным агентством положений о центральных экспертных комиссиях, центральных архивах и иных нормативных правовых актов по архивному делу федеральных органов государственной власти и подведомственных им органов и организаций, а также инструкций по делопроизводству федеральных органов государственной власти за 2011 год», http://archives.ru/reporting/coordination_2011.shtml#el-doc )
На февраль 2012 года, 22 федеральных органа исполнительной власти не утвердили такие перечни (см.: «Доклад Руководителя Федерального архивного агентства, доктора исторических наук А.Н.Артизова «Об итогах работы Федерального архивного агентства и подведомственных ему учреждений за 2011 г. и задачах на 2012 г.» на расширенном заседании коллегии Росархива, Москва, 14 марта 2012 г.», http://archives.ru/reporting/report-artizov-2012-kollegia.shtml ).
Ещё хуже обстоит дело с доступом к этой информации. Поиск по правовым системам позволил найти только четыре ведомственных приказа об утверждении перечней:
Количество документов, которые ведомства готовы перевести в электроный вид, существенно различаются. Самым осторожным оказалось Министерство сельского хозяйства, которое включило в свой перечень только 11 видов документов.
Стоит отметить, что для 30 - 40 % включенных в перечни документов предусмотрено проведение повторной экспертизы их ценности на ЭПК. Это означает, что существует определенная вероятность того, что по истечении установленного срока хранения каким-то из этих электронных документов будут установлены постоянные сроки хранения.
В документе Росархива (п.2.5.1.) не рекомендовалось включать в Перечни документы постоянного срока хранения, за исключением тех случаев, когда ведение их в электронной форме «предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, вне зависимости от сроков хранения» (п.2.4.2.). Но вообще-то для электронных документов любой срок хранения свыше 5 лет можно рассматривать как длительный, - и такие документы в Перечнях нашлись:
Постоянные сроки хранения установлены базам данных и информационным системам, функционирующим в органах государственной власти. В общей же сложности примерно 10% видам только-электронных документов установлены достаточно длительные сроки хранения, требующие принятия определенных специальных мер по обеспечению сохранности таких электронных документов, без ущерба для их юридической и доказательной силы.
Мой комментарий: Во-первых, можно констатировать очередное неисполнение поручений правительства по разработке нормативных актов.
Во-вторых, как Росархив ни сопротивляется, однако электронные документы пусть медленно, но неуклонно приближаются к его «порогу». Пока что Правительство и Президент обычно поручают подготовку предложений по совершенствованию законодательства в области делопроизводства и документооборота Минкультуры, однако если сбудется давняя мечта Росархива и ему будет поручено государственное регулирование вопросов делопроизводства, ой как непросто ему придётся…
Источник: Консультант +
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=525628
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=515682
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=520723
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=511889
В.В.Путин коснулся этой темы 17 февраля 2012 года на совещании в Новосибирске по поводу повышении эффективности государственного управления с помощью информационных технологий. Там было высказано предложение о том, что начать нужно с тех документов, которые сами ведомства включили в перечни документов, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в форме электронных документов при организации внутренней деятельности.
В протоколе совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 17 февраля 2012 г. № ВП-П10-4пр, г. Новосибирск (см. http://smev.ru/file/17_Nvp.pdf ) появился пункт:
21. Минкультуры России (А.А.Авдееву), Минкомсвязи России (И.О.Щёголеву) в срок до мая 2012 г. подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих отказ от использования бумажного документооборота и переход органов власти на использование единой системы электронного документооборота на базе инфраструктуры электронного правительства.Д.А.Медведев обсуждал этот же вопрос 14 марта 2012 года на расширенном заседании рабочей группы по формированию системы «Открытое правительство», посвященном кадровому обеспечению государственной службы (см.: http://rusrim.blogspot.com/2012/03/blog-post_16.html ). Он также собрался дать распоряжение по подготовке предложений по совершенствованию, на этот раз - архивного законодательства.
Меня заинтересовал вопрос о том, как обстоит дело с упомянутыми перечнями - все ли органы государственной власти их разработали, и можно ли где-то познакомиться с этими документами?
Для справки: В соответствии с пунктом 5 «Плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 12 февраля 2011 г. № 176-р, приказом Росархива от 29 апреля 2011 года № 32 были утверждены «Рекомендации по подготовке федеральными органами исполнительной власти перечней документов, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в форме электронных документов при организации внутренней деятельности».Вот статистика, отражающая реальное положение дел: К июню 2011 года только 23 ведомства разработали и согласовали с Росархивом такие перечни (см.: «Информацию по согласованию Перечней документов, создание хранение и использование которых должно осуществляться в форме электронных документов при организации внутренней деятельности» (июнь 2011 года), http://archives.ru/edocument/info_june2011.shtml )
Согласно п. 6 упомянутого плана, федеральные органы исполнительной власти должны были до мая 2011 года разработать и утвердить перечни документов, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в федеральном органе исполнительной власти в форме электронных документов.
За 2011 год перечни разработали и согласовали с Росархивом 53 ведомства (см.: «Информация о согласовании Федеральным архивным агентством положений о центральных экспертных комиссиях, центральных архивах и иных нормативных правовых актов по архивному делу федеральных органов государственной власти и подведомственных им органов и организаций, а также инструкций по делопроизводству федеральных органов государственной власти за 2011 год», http://archives.ru/reporting/coordination_2011.shtml#el-doc )
На февраль 2012 года, 22 федеральных органа исполнительной власти не утвердили такие перечни (см.: «Доклад Руководителя Федерального архивного агентства, доктора исторических наук А.Н.Артизова «Об итогах работы Федерального архивного агентства и подведомственных ему учреждений за 2011 г. и задачах на 2012 г.» на расширенном заседании коллегии Росархива, Москва, 14 марта 2012 г.», http://archives.ru/reporting/report-artizov-2012-kollegia.shtml ).
Ещё хуже обстоит дело с доступом к этой информации. Поиск по правовым системам позволил найти только четыре ведомственных приказа об утверждении перечней:
- Приказ ФСИН РФ от 18.11.2011 № 706 «Об утверждении перечня документов, создание, хранение и использование которых при организации внутренней деятельности Федеральной службы исполнения наказаний должны осуществляться в форме электронных документов»
- Приказ Минсельхоза РФ от 30.08.2011 № 292 «Об утверждении Перечня документов, создание, хранение и использование которых осуществляется в Минсельхозе России в форме электронных документов при организации внутренней деятельности»
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 № 917 «Об утверждении перечня документов Минздравсоцразвития России, создание, хранение и использование которых осуществляется в форме электронных документов, при организации внутренней деятельности»
- Приказ Минкультуры РФ от 28.07.2011 № 824 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Министерства культуры Российской Федерации, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в форме электронных документов»
Количество документов, которые ведомства готовы перевести в электроный вид, существенно различаются. Самым осторожным оказалось Министерство сельского хозяйства, которое включило в свой перечень только 11 видов документов.
Стоит отметить, что для 30 - 40 % включенных в перечни документов предусмотрено проведение повторной экспертизы их ценности на ЭПК. Это означает, что существует определенная вероятность того, что по истечении установленного срока хранения каким-то из этих электронных документов будут установлены постоянные сроки хранения.
В документе Росархива (п.2.5.1.) не рекомендовалось включать в Перечни документы постоянного срока хранения, за исключением тех случаев, когда ведение их в электронной форме «предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, вне зависимости от сроков хранения» (п.2.4.2.). Но вообще-то для электронных документов любой срок хранения свыше 5 лет можно рассматривать как длительный, - и такие документы в Перечнях нашлись:
Постоянные сроки хранения установлены базам данных и информационным системам, функционирующим в органах государственной власти. В общей же сложности примерно 10% видам только-электронных документов установлены достаточно длительные сроки хранения, требующие принятия определенных специальных мер по обеспечению сохранности таких электронных документов, без ущерба для их юридической и доказательной силы.
Мой комментарий: Во-первых, можно констатировать очередное неисполнение поручений правительства по разработке нормативных актов.
Во-вторых, как Росархив ни сопротивляется, однако электронные документы пусть медленно, но неуклонно приближаются к его «порогу». Пока что Правительство и Президент обычно поручают подготовку предложений по совершенствованию законодательства в области делопроизводства и документооборота Минкультуры, однако если сбудется давняя мечта Росархива и ему будет поручено государственное регулирование вопросов делопроизводства, ой как непросто ему придётся…
Источник: Консультант +
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=525628
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=515682
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=520723
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=511889
Наталья Александровна, не подскажете, чем закончилось выполнение поручения Авдееву и Щеголеву (и было ли оно вообще выполнено) относительно подготовки к маю 2012 г. предложений по внесению изменений в законодательство РФ, предусматривающих отказ от использования бумажного документооборота? (Вы упоминаете о нем в начале этого поста).
ОтветитьУдалитьНет, какой-либо "продукции" Росархива на эту тему я не видела.
ОтветитьУдалитьКстати, ссылка в тему: предложения Ассоциации Предприятий Компьютерных и
Информационных Технологий, http://www.apkit.ru/files/first_steps.pdf (особенно см. п.4)
Думаю, что это продолжение темы:
ОтветитьУдалитьСм. мой пост: Сегодня на заседании Правительства займутся совершенствованием электронного документооборота в органах государственной власти http://rusrim.blogspot.com/2012/08/blog-post_901.html .