вторник, 25 января 2011 г.

Арбитражная практика: Обработку архивных документов банкрота оплатит налоговая служба

Судебные разбирательства по поводу того, кто должен оплатить обработку и архивное хранение документов обанкротившихся предприятий, явление достаточно распространенное. Вот и в данном случае суду пришлось принимать решение о том, кто должен оплатить работу специалиста, которому было поручено провести обработку архивных документов организации и сдать их на хранение в государственный архив.

Суть спора заключалась в следующем: Решением Арбитражного суда Тверской области от 23 апреля 2009 года по делу А66-7151 по заявлению ФНС России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тверской области ООО «ТТК» было признано банкротом, и был назначен конкурсный управляющий.

Конкурсный управляющий заключил договор на оказание услуг по подготовке и сдаче в архив документов организации (12 января 2010 гола документы по акту были переданы в ГУ «Тверской центр документации новейшей истории»). Цена договора составила 10 тысяч рублей. Оплата услуг исполнителя произведена не была, и она обратилась в арбитражный суд с просьбой взыскать с ФНС России долг за оказанные услуги.

Позиция суда по данному вопросу основывалась на следующем: Закон о банкротстве (п.1 ст.59) предусматривает, что оплата услуг лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения исполнения своей деятельности, оплачивается за счет имущества должника. Если же этих средств нет, то погасить указанные расходы (п.3 ст.59) обязан заявитель. Заявителем в данном деле была ФНС, и налоговикам идея платить деньги из собственного кармана совершенно не понравилась, поэтому спор пришлось рассматривать судам всех трех инстанций.

Определением Арбитражного суда Тверской области от 18 июня 2010г. по делу № А66-7151/2008 с ФНС России была взыскана вся сумма долга на том основании, что гражданин был привлечен арбитражным управляющим, а он был «вправе привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе для передачи на хранение документов должника, подлежащих обязательному хранению в соответствии с федеральными законами, на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника».

При рассмотрении спора в Четырнадцатом арбитражном апелляционном суде ФНС пыталась убедить суд в том, что, привлекая специалиста для подготовки и сдачи документов Общества в архив, конкурсный управляющий действовал неразумно, поскольку не учел отсутствие возможности оплаты услуг за счет должника. ФНС вообще посчитала, что «для выполнения таких функций не нужны специальные познания, достаточно познаний, имеющихся у арбитражного управляющего».

Арбитражный суд, однако, не только не проявил сочувствия к ФНС, но и добавил к аргументам суда первой инстанции следующие: в ст. 129 Закона о банкротстве и п.10 ст. 23 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» предусмотрено, что расходы, связанные с реализацией обязанности конкурсного управляющего должника на передачу архивных документов, документов по личному составу, а также архивных документов, сроки временного хранения которых не истекли, на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив подлежат возмещению в порядке ст. 59 Закона о банкротстве.

Суд счёл необоснованным довод ФНС о неправомерном заключении конкурсным управляющим спорного договора. Необходимость приглашения специалиста была, по мнению суда, связана с возложенной на конкурсного управляющего обязанностью передавать на хранение документы, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Ссылку же ФНС на то, что указанный в договоре перечень услуг конкурсный управляющий мог выполнить самостоятельно, - так как для этого не требуются специальные познания, - суд счел не подтвержденной документально.

Это вопрос суд разобрал очень подробно, рассмотрев существующие в настоящие время законодательно-нормативные требования по передаче документов ликвидированных организаций на хранение в государственные архивы:
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2010 года по делу № А66-7151/2008

Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как установлено п.10 ст.23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.

Согласно пункту 17 статьи 3 указанного Закона упорядочение архивных документов представляет собой комплекс работ по формированию архивных документов в единицы хранения (дела), описанию и оформлению таких единиц хранения (дел) в соответствии с правилами, установленными специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 4.4.1 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденных приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.01.2007 № 19, архивные документы принимаются в государственный и муниципальный архивы в упорядоченном состоянии с соответствующим научно-справочным аппаратом и страховыми копиями на особо ценные документы и уникальные документы. Все работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение, в том числе с их упорядочением и транспортировкой, выполняются за счет средств источников комплектования, передающих указанные документы. При этом документы по личному составу принимаются в государственный и муниципальный архив по согласованным ЭПК описям дел, документов.
На этом основании суд сделал следующий вывод: «для проведения работы по передаче на архивное хранение документов Должника конкурсному управляющему могли потребоваться специальные познания привлеченного лица, владеющего навыками в данной области и знающего предъявляемые к архивным документам требования», и оставил определение суда первой инстанции без изменения. Эту позиция поддержал и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в своём постановлении от 01 декабря 2010 года.

Источник: официальный сайт Высшего арбитражного суда
http://kad.arbitr.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий