Продолжая разговор о докладе Руководителя Федерального архивного агентства А.Н.Артизова на Совете по архивному делу при Федеральном архивном агентстве (17 сентября 2013 г., г.Анапа Краснодарского края), озаглавленном «Повышение эффективности работы архивных учреждений Российской Федерации и оплаты труда их работников в свете Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»» (см. http://archives.ru/reporting/report-artizov-2013-sovet.shtml ), хочу остановиться на вопросе о том, можно ли выкинуть из архивов документы по личному составу (или прекратить их приём), как это предлагает Росархив, - или сначала лучше всё же подумать о последствиях?
Вот цитата из выступления руководителя Федерального архивного агентства:
«Говоря о бюджетных расходах на содержание архивов, нельзя не сказать еще об одной возможности их существенного сокращения, но уже в государственном масштабе. Я имею ввиду оптимизацию состава и объемов хранящихся в государственных и муниципальных архивах документов по личному составу. На слайде 5 хорошо видно, что начиная с 2001 года прием документов по личному составу в государственные и муниципальные архивы превысил прием дел постоянного срока хранения, после чего ни разу не опускался ниже «постоянки», составляя в среднем около 3,0 млн. единиц хранения в год.Авторы этого законопроекта, видимо, живут в какой-то другой стране или на другой планете и понятия не имеет о том, насколько остро стоит вопрос с получением достойной пенсии, - и, судя по всему, в ближайшее время проблема будет лишь обостряться. У нас пока нет оснований доверять ни Пенсионному фонду, объективно заинтересованному в сокращении пенсионных выплат, ни надёжности его систем хранения данных. А если (точнее, «когда») впоследствии очередной раз изменятся «правила игры», и/или выяснится, что Пенсионный фонд по тем или иным причинам не сохранил нужных сведений, то что тогда? Впрочем, радует, что хотя бы у руководителей министерского ранга с пенсией никогда не будет проблем :)
В результате, по данным паспортизации по состоянию на 1 января 2013 г. в российских архивах, без учета ведомственных, находится уже более 65 млн. таких дел. Из них примерно 17 млн. созданы после введения регистрации граждан в качестве застрахованных лиц. Естественно, бюджеты всех уровней несут на их содержание – хранение, учет, комплектование и использование – многомиллионные расходы.
Насколько они оправданы при переходе на персонифицированный учет, который после реформы пенсионного законодательства ведется Пенсионным фондом Российской Федерации? Очевидно, что когда сегодня расчет пенсии производится самим Пенсионным фондом по собственным электронным базам данных и документам его ведомственных архивов, необходимость хранить в других архивах дублетные бумажные документы о заработках граждан отсутствует. Разумеется, что за тот период времени, когда персонифицированного учета еще не было, лицевые счета нам все равно придется хранить.
Для решения вопроса Росархив подготовил соответствующий законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации», который, не без труда, но все же удалось согласовать с Минтрудом и ПФР России. В чем его суть? Поскольку в целях реализации Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» в ПФР России создана и ведется информационная база на каждого работающего гражданина, постоянно пополняющаяся сведениями о его трудовой деятельности, т.е. созданы все необходимые условия для назначения ему в будущем трудовой пенсии по старости, постольку, по нашему мнению, можно пойти на резкое сокращение срока хранения документов по личному составу, созданных после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица.
После увольнения работника для таких документов в организациях, независимо от форм собственности, предлагается установить 15-летний срок хранения, за исключением документов по личному составу работников, работавших на тяжелых работах, с вредными, опасными и иными особыми условиями их труда (срок хранения этих документов останется 75 лет). В организациях, выступающих в качестве источников комплектования государственных и муниципальных архивов, для документов по личному составу устанавливается также 15 летний срок хранения, с последующим проведением экспертизы ценности этих документов. Разумеется, при проведении такой экспертизы нужна определенная осторожность, чтобы, как говорится, вместе с водой не выплеснуть и ребенка. Но все же выгоды более чем очевидны, ведь помимо прямой экономии финансовых средств по нашим расчетам ежегодно в государственных и муниципальных архивах могут освобождаться примерно около 2 тыс. м2. площадей хранилищ, что позволит принимать на хранение до 900 тыс. дел постоянного срока хранения. Так что игра стоит свеч.»
Проблемы с начислением пенсий уже приводили к падению правительств (например, в Японии). Какова возможная цена беспорядков даже в одном регионе? Думаю, цифры здесь такого порядка, что миллионы рублей экономии, о которых в других частях своего доклада с гордостью говорил руководитель Росархива, на их фоне будут выглядеть смехотворно. Отказываться от хранения документов по личному составу, с моей точки зрения, можно будет лишь после того, как в течение лет десяти в архивы практически перестанут поступать запросы, связанные с защитой пенсионных прав.
Я, правда, могла бы поддержать предложение Росархива, если бы Правительство согласилось на одно необременительное условие: если при назначении пенсии выясняется, что необходимые документы или информация не сохранились, то уже не гражданин должен доказывать, что он не верблюд, а, наоборот, государство – пусть Пенсионный фонд тогда крутится, пытаясь убедить суд, что заявленные гражданином требования являются несоразмерными :) Само собой, нужно будет при этом запретить Пенсионному фонду отправлять людей на архивные раскопки – у него ведь все данные обязаны быть, не так ли?
Одновременно руководство Росархива также не осознает, что отказ от этой – не спорю, тяжёлой – ноши, связанной не просто с хранением документов по личному составу, но и с выполнением социальных запросов по ним, – приведёт к тому, что архивы по большому счёту перестанут быть нужными обществу и структурам государственного и муниципального управления. Без выставок прожить можно, а вот если спросить пенсионеров и будущих пенсионеров, что им важнее – гарантированная пенсия или лишний миллион-другой дел постоянного хранения на потребу немногочисленным исследователям, то, думаю, очевидно, каким будет ответ. Архивы также потеряют потенциальный источник дохода, ведь документы по личному составу представляют большой интерес для тех. кто занимается генеалогическими исследованиями.
Кроме того, во все расчеты и обоснования Росархива заложена отжившая своё бумажная идеология. Проблемы с местами хранения могут рассосаться, как только начнется массовый переход на ведение кадровой документации в электронном виде, а также оцифровка существующих массивов документов по личному составу. Однако от электронных технологий Росархив пока что шарахается, как чёрт от ладана…
Тем временем Совет по архивному делу при Федеральном архивном агентстве признал «объективную необходимость внесения изменений в действующее законодательство в целях сокращения состава и объемов хранящихся в архивах всех уровней документов по личному составу и оптимизации бюджетных расходов». Какая трогательная забота о бюджетных расходах! Интересно, подумал ли кто-нибудь из членов Совета о простых россиянах?
Источник: сайт Росархива
http://archives.ru/reporting/report-artizov-2013-sovet.shtml
Действительно странная ситуация, ну будут дела хранится не 75, а 15 лет (и то с размытыми оговорками). Как это разгрузит архивы??? Ее же нужно будет хранить эти 15 лет. А то что "старше" в персонифицированный учет (который из практики обращений в архивы представляется чем то мистическим и не осязаемым, что все дороги из отделений ПФ ведут в архив) не попало. Так что разгрузка архивов это очень отдаленная перспектива. И приняв эти поправки вздохнуть и сказать "с облегчением вас" не получится. Проблемы останутся. Вообще Росархив с его подведомственными структурами производят впечатление интеллектуальных импотентов. Правил работы архивов организаций 10 лет ждем, а воз и ныне там (фейспалм).
ОтветитьУдалить