воскресенье, 25 июля 2010 г.

Президиум Совета судей РФ утвердил положение о порядке рассмотрения обращений, поступающих в электронной форме

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 21 июня 2010 года № 229 утверждено «Положение о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления».

В данном документе излагается порядок работы с обращениями, поступающими в электронном виде, который должен обеспечить реализацию права граждан и организаций на информацию путем предоставления по их запросу сведений о деятельности судов, что предусмотрено Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Положение определяет механизм оформления, направления, приема, регистрации, обработки и рассмотрения обращений (запросов) пользователей информацией, поступающих через официальный сайт суда, в том числе содержит требования, предъявляемые к обращению, поступившему по сети «Интернет» в суд, и к ответу на такой запрос; устанавливает порядок и сроки регистрации, рассмотрения обращений, их переадресации и т.п.

Председателям Верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, окружных (флотских) военных и гарнизонных военных судов, мировым судьям рекомендовано при рассмотрении поступающих в суд в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления руководствоваться настоящим Положением.

В Положении дается весьма оригинальное определение понятия «электронный документ», которое было заимствовано из «Регламента регистрации и подключения юридических и физических лиц к системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации» (утв. Постановлением Правления ПФР от 26 января 2001 г. № 15).
«Положение о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления») (утв. Постановлением Президиума Совета судей РФ от 21.06.2010 № 229)

1.3. Основные понятия, используемые в Положении:
«электронный документ» - обращение (запрос), представленное в форме набора состояний, элементов электронной вычислительной техники, иных электронных средств обработки, хранения и передачи информации, могущее быть преобразованным в форму, пригодную для однозначного восприятия человеком, имеющей атрибуты для идентификации документа (далее - обращение (запрос));
С моей точки зрения, использование такого заумного определения в документе совершенно не оправданно.

В Положении указывается, что «официальный сайт суда является дополнительным средством обеспечения права граждан на обращения в суд» (п.1.6.).

Для приема электронных документов применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение подателем обращения установленной формы с реквизитами, необходимыми для письменного ответа (п.2.1.).

В Положении предусмотрено (п. 2.2.), что обращение заполняется в специальной форме, которая размещена на официальном сайте суда. В случае незаполнения обязательных реквизитов установленной формы электронного документа выдается сообщение о невозможности принять его в обработку (п.2.6.).

Анализ обязательных для заполнения реквизитов формы показал их неполное соответствие сведениям, которые должен о себе сообщить заявитель при обращении за доступом к государственной информации, список которых приведен в законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Так, среди обязательных реквизитов указан «статус адресанта» и «почтовый адрес», а среди необязательных - «электронный адрес (e-mail) адресанта» (См. Приложение 1 Положения). Однако в законе это изложено несколько иначе:
Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

Статья 18. Запрос информации о деятельности судов

2. В запросе указываются почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса, а также фамилия, имя и отчество гражданина (физического лица) либо наименование организации (юридического лица), общественного объединения, органа государственной власти, органа местного самоуправления, запрашивающих информацию о деятельности судов. Анонимные запросы не рассматриваются. В запросе, составленном в письменной форме, указывается также наименование соответствующего суда, Судебный департамент, наименование соответствующего органа Судебного департамента или органа судейского сообщества, в которые направляется запрос, либо фамилия и инициалы или должность соответствующего должностного лица.
Закон не требует указания «статус адресанта» (физическое лицо, юридическое лицо). Согласно закону, заявитель сам определяет способ связи с ним - он может указать либо почтовый адрес, либо адрес электронной почты. Требование, чтобы все заявители указывали в обязательном порядке свой почтовый адрес - и, тем более, отказ на этом основании в регистрации обращения, - незаконны. Странно, что государственный орган, призванный стоять на страже строго исполнения положений законодательства, сам его и нарушает.

Ещё один пункт Положения также может вызвать конфликтную ситуацию – в документе, из-за особенностей программно-технического обеспечения официального сайта суда, размер размещаемого на сервере обращения ограничен числом символов текста (до 4000) или объемом не более одной страницы печатного текста (формат A4) (п.2.8.). В Постановлении говорится, что «обращения, содержащие текст большей длины, копии документов, фотографии и другие допустимые вложения, следует направлять почтовой связью или передавать непосредственно в суд» (п. 2.9.). Не мешает, однако, обратить внимание на то, что Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» никаких ограничений размера обращения не предусмотрено.

Стоит также обратить внимание и на то, что в Положении рассмотрен только один вариант подачи обращения в электронном виде. Направление обычного электронного письма по официальному адресу электронной почты по неизвестным причинам вообще не предусмотрено. Представляется, что в данном случае опять ущемляется право на доступ к государственной информации путем сужения числа вариантов взаимодействия государственного органа и общества.

Порядок регистрации и обработки электронных документов

Верховный суд позаботился о том, чтобы максимально автоматизировать работу с обращениями. Для этой цели было разработано программное обеспечение, позволяющее в автоматическом режиме обрабатывать поступающие на сайт запросы и регистрировать их. Регистрационный номер и дата поступивших в суд электронных документов присваиваются автоматически (п.3.2.3.). В регистрационную карточку обращения (запроса) в соответствующие позиции автоматически переносится содержание полей формы, заполненной адресантом обращения (п.3.2.2.).

Однако, как мне кажется, отсутствие аналогичного ПО для обработки поступающей электронной почты не должно быть основанием для отказа обрабатывать обращения, поступившие по электронной почте.

Порядком предусмотрено, что при отсутствии технической возможности регистрации электронных документов в электронных регистрационных карточках, полученный электронный документ распечатывается и регистрируется в ручном режиме в журнале входящей корреспонденции (п. 3.4.).

Не забыли суды о требовании к срокам хранения документов.
«Положение о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления») (утв. Постановлением Президиума Совета судей РФ от 21.06.2010 № 229)

4.13. Электронные документы после их исполнения подлежат хранению в установленном порядке в течение сроков, предусмотренных для аналогичных документов на бумажном носителе.
Мой комментарий: Желание облегчить себе жизнь и автоматизировать рутинную работу по обработке обращений вполне объяснимо, однако непонятно, почему из-за этого должны, в нарушение законодательства, ущемляться права граждан и организаций на доступ к государственной информации.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=102250

Комментариев нет:

Отправить комментарий