Развитие искусственного интеллекта (ИИ) изменило смысл, вкладываемый в понятие «информационной грамотности». По мере того, как технологии преобразуют информационный ландшафт, специалистам информационных профессий следует обеспечить эволюцию своих подходов к образованию и обучению.
Это тем более актуально в связи с тем, что, по мнению Ассоциации специальных библиотек (Special Libraries Association, https://sla.org/page/competencies ), в состав базовых компетенций специалистов по работе с информацией входят «преподавание, обучение и развитие информационной грамотности и связанных с ней навыков, проводимые для заинтересованных сторон».
Чтобы начать думать об ИИ-грамотности в рамках информационной грамотности, имеет смысл определить, что такое «ИИ-грамотность».
Что такое ИИ-грамотность?
В статье Томаса Чиу (Thomas K.F. Chiu), Зубайра Ахмед (Zubair Ahmad), Мурада Исмаилов (Murod Ismailov) и Исмаила Темитайо Сануси (Ismaila Temitayo Sanusi) «Что такое ИИ-грамотность и ИИ-компетентность? Всестороння концепция их поддержки» (What are artificial intelligence literacy and competency? A comprehensive framework to support them, см. https://www.researchgate.net/publication/379004054_What_are_artificial_intelligence_literacy_and_competency_A_comprehensive_framework_to_support_them ), опубликованной в марте 2024 года в журнале с открытым доступом «Компьютеры и образование» (Computers and Education Open) авторы определили грамотность в области ИИ следующим образом:
«Способность человека четко и ясно объяснить, как работают ИИ-технологии и как они воздействуют на общество, а также способность использовать их этично и ответственно, а также эффективно взаимодействовать и сотрудничать с ними в любых условиях. В фокусе ИИ-грамотности находится знание ИИ-технологий (т. е. знания и навыки)».
Грамотность не обязательно совпадает с компетентностью, поэтому авторы данной статьи, опираясь на определение ИИ-грамотности, предложили следующее определение компетентности в области ИИ:
«Уверенность человека и его способность четко и ясно объяснить, как работают ИИ-технологии и как они воздействуют на общество, а также способность использовать их этично и ответственно, а также эффективно взаимодействовать и сотрудничать с ними в любых условиях. Человек должен быть уверен и способен самостоятельно размышлять о своём понимании ИИ в интересах дальнейшего обучения. [Компетентность] фокусируется на том, насколько хорошо люди используют ИИ полезным образом».
Если говорить о конкретных знаниях и навыках, то в их состав могут входить:
- Критическая оценка сгенерированного ИИ контента,
- Понимание возможностей и ограничений ИИ,
- Распознавание потенциальных предвзятостей и предубеждений в ИИ-системах,
- Этические соображения при использовании ИИ-инструментов,
- Эффективное формулирование пользовательского ввода («подсказок») и эффективное взаимодействие с ИИ-системами,
- Стратегии верификации и проверки фактов для результатов ИИ,
- Интеграция ИИ-инструментов в научно-исследовательские рабочие процессы и в рабочие процессы обработки информации,
- Оценка того, когда использование ИИ является уместным, а когда нет.
Обучение ИИ-грамотности: Соображения в отношении сотрудников специальных библиотек
Учитывая сказанное, при продумывании того, как обучать ИИ-грамотности и ИИ-компетентности в рамках обучения информационной грамотности, я рекомендую рассмотреть следующие компоненты:
- Объяснение того, как ИИ использует информацию
- Большие языковые модели
- Нейронные сети
- Предиктивный текст
- Обсуждение влияния ИИ на общество
- Авторское право
- Права интеллектуальной собственности
- Обсуждение того, как этично использовать ИИ
- Цитирование результатов, полученных ИИ
- Признание использования ИИ в соответствии с требованиями журналов
- Обсуждение вопроса о том, как взаимодействовать и сотрудничать с ИИ
- Оперативное проектирование
- Как оценивать результаты
- Проверка источников
- Проверка фактов
Начиная разрабатывать инструкции по информационной грамотности, охватывающие ИИ-грамотность, спросите себя:
- Как проверить точность сгенерированной ИИ информации?
- Что представляют собой наилучшие практики документирования использования ИИ в академической и профессиональной работе?
- Каким образом ИИ может дополнять навыки критического мышления, а не заменять их (см. https://lucidea.com/blog/critical-thinking-and-the-role-of-special-librarians/ )?
- Какую роль должен играть ИИ в сборе и анализе информации?
Подготовка к работе в условиях интегрированной с ИИ информационной среды
В конечном итоге наша цель остаётся всё той же - дать заинтересованным сторонам возможность стать продвинутыми потребителями и создателями информации; однако необходимый для этого набор навыков значительно расширился. От ознакомления пользователей с потенциалом ИИ до разработки политики ИИ для библиотек (см. https://lucidea.com/blog/how-librarians-can-support-ai-policy-development/ ) или более крупных организаций, специалисты по работе с информацией должны опережать эти изменения, чтобы эффективно подготовить сообщества своих пользователей к работе в условиях интегрированной с ИИ информационной среды.
Лорен Хейс (Lauren Hays)
Источник: сайт компании Lucidea
https://lucidea.com/blog/ai-information-literacy/
Комментариев нет:
Отправить комментарий