среда, 22 января 2025 г.

ИИ и трансформация информационной грамотности

Данная заметка доцента Университета центрального Миссури (University of Central Missouri) д-ра Лорен Хейс (Lauren Hays – на фото) была опубликована 17 декабря 2024 года на сайте компании Lucidea.

Развитие искусственного интеллекта (ИИ) изменило смысл, вкладываемый в понятие «информационной грамотности». По мере того, как технологии преобразуют информационный ландшафт, специалистам информационных профессий следует обеспечить эволюцию своих подходов к образованию и обучению.

Это тем более актуально в связи с тем, что, по мнению Ассоциации специальных библиотек (Special Libraries Association, https://sla.org/page/competencies ), в состав базовых компетенций специалистов по работе с информацией входят «преподавание, обучение и развитие информационной грамотности и связанных с ней навыков, проводимые для заинтересованных сторон».

Чтобы начать думать об ИИ-грамотности в рамках информационной грамотности, имеет смысл определить, что такое «ИИ-грамотность».

Что такое ИИ-грамотность?

В статье Томаса Чиу (Thomas K.F. Chiu), Зубайра Ахмед (Zubair Ahmad), Мурада Исмаилов (Murod Ismailov) и Исмаила Темитайо Сануси (Ismaila Temitayo Sanusi) «Что такое ИИ-грамотность и ИИ-компетентность? Всестороння концепция их поддержки» (What are artificial intelligence literacy and competency? A comprehensive framework to support them, см.  https://www.researchgate.net/publication/379004054_What_are_artificial_intelligence_literacy_and_competency_A_comprehensive_framework_to_support_them ), опубликованной в марте 2024 года в журнале с открытым доступом «Компьютеры и образование» (Computers and Education Open) авторы определили грамотность в области ИИ следующим образом:

«Способность человека четко и ясно объяснить, как работают ИИ-технологии и как они воздействуют на общество, а также способность использовать их этично и ответственно, а также эффективно взаимодействовать и сотрудничать с ними в любых условиях. В фокусе ИИ-грамотности находится знание ИИ-технологий (т. е. знания и навыки)».

Грамотность не обязательно совпадает с компетентностью, поэтому авторы данной статьи, опираясь на определение ИИ-грамотности, предложили следующее определение компетентности в области ИИ:

«Уверенность человека и его способность четко и ясно объяснить, как работают ИИ-технологии и как они воздействуют на общество, а также способность использовать их этично и ответственно, а также эффективно взаимодействовать и сотрудничать с ними в любых условиях. Человек должен быть уверен и способен самостоятельно размышлять о своём понимании ИИ в интересах дальнейшего обучения. [Компетентность] фокусируется на том, насколько хорошо люди используют ИИ полезным образом».

Если говорить о конкретных знаниях и навыках, то в их состав могут входить:

  • Критическая оценка сгенерированного ИИ контента,

  • Понимание возможностей и ограничений ИИ,

  • Распознавание потенциальных предвзятостей и предубеждений в ИИ-системах,

  • Этические соображения при использовании ИИ-инструментов,

  • Эффективное формулирование пользовательского ввода («подсказок») и эффективное взаимодействие с ИИ-системами,

  • Стратегии верификации и проверки фактов для результатов ИИ,

  • Интеграция ИИ-инструментов в научно-исследовательские рабочие процессы и в рабочие процессы обработки информации,

  • Оценка того, когда использование ИИ является уместным, а когда нет.

Обучение ИИ-грамотности: Соображения в отношении сотрудников специальных библиотек

Учитывая сказанное, при продумывании того, как обучать ИИ-грамотности и ИИ-компетентности в рамках обучения информационной грамотности, я рекомендую рассмотреть следующие компоненты:

  • Объяснение того, как ИИ использует информацию

    • Большие языковые модели

    • Нейронные сети

    • Предиктивный текст

  • Обсуждение влияния ИИ на общество

    • Авторское право

    • Права интеллектуальной собственности

  • Обсуждение того, как этично использовать ИИ

    • Цитирование результатов, полученных ИИ

    • Признание использования ИИ в соответствии с требованиями журналов

  • Обсуждение вопроса о том, как взаимодействовать и сотрудничать с ИИ

    • Оперативное проектирование

    • Как оценивать результаты

      • Проверка источников

      • Проверка фактов

Начиная разрабатывать инструкции по информационной грамотности, охватывающие ИИ-грамотность, спросите себя:

  • Как проверить точность сгенерированной ИИ информации?

  • Что представляют собой наилучшие практики документирования использования ИИ в академической и профессиональной работе?

  • Каким образом ИИ может дополнять навыки критического мышления, а не заменять их (см. https://lucidea.com/blog/critical-thinking-and-the-role-of-special-librarians/ )?

  • Какую роль должен играть ИИ в сборе и анализе информации?

Подготовка к работе в условиях интегрированной с ИИ информационной среды

В конечном итоге наша цель остаётся всё той же - дать заинтересованным сторонам возможность стать продвинутыми потребителями и создателями информации; однако необходимый для этого набор навыков значительно расширился. От ознакомления пользователей с потенциалом ИИ до разработки политики ИИ для библиотек (см. https://lucidea.com/blog/how-librarians-can-support-ai-policy-development/ ) или более крупных организаций, специалисты по работе с информацией должны опережать эти изменения, чтобы эффективно подготовить сообщества своих пользователей к работе в условиях интегрированной с ИИ информационной среды.

Лорен Хейс (Lauren Hays)

Источник: сайт компании Lucidea
https://lucidea.com/blog/ai-information-literacy/

Комментариев нет:

Отправить комментарий