понедельник, 20 января 2025 г.

В Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности будут включаться аудиторские заключения о консолидированной финансовой отчетности

Федеральный закон от 26 декабря 2024 года №481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточнил положения статьи 18 «Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности» федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».

Теперь в данную ГИС будут включаться аудиторские заключения о консолидированной финансовой отчетности и иные документов, составляемых по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в случаях, если консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту либо указанной проверке, вид и порядок проведения которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности (ч.1).

С 1 сентября 2025 года экономический субъект будет обязан представлять также аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности в случае, если указанная отчетность подлежит обязательному аудиту в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта.

Аудиторские заключения будут представляются аудиторскими организациями в целях формирования государственного информационного ресурса (ч.3).

Статья также дополнена частью 9.1 следующего содержания:

9.1. Доступ к аудиторским заключениям по результатам аудита консолидированной финансовой отчетности либо иным документам по результатам проверок промежуточной консолидированной финансовой отчетности аудируемых лиц, вид и порядок проведения которых устанавливаются стандартами аудиторской деятельности, в том числе ограничение или возобновление такого доступа, обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России.

Авторы законопроекта отмечали в пояснительной записке что «в настоящее время доступ к консолидированной финансовой отчетности организаций существенно ограничен. Раскрытие этой отчетности осуществляется в ряде изолированных источников, в частности, на Интернет-сайте составителя отчетности, Интернет-страницах, предоставляемых аккредитованными агентствами - распространителями информации на рынке ценных бумаг. В связи с этим для подавляющего большинства заинтересованных лиц, в том числе государственных органов, не являющихся непосредственными получателями консолидированной финансовой отчетности, доступ к ней затруднен, в том числе в силу ограниченной функциональности или недоступности Интернет-сайтов составителей отчетности и иных мест ее размещения».

«Целью проекта федерального закона является обеспечение заинтересованным лицам гарантированного доступа к консолидированной финансовой отчетности, достоверность которой подтверждена независимым аудитором. Одновременно проект федерального закона предполагает сохранение действующих в настоящее время механизмов защиты информации, содержащейся в указанной отчетности, от несанкционированного или нежелательного распространения. Способом, обеспечивающим такие доступ и защиту, является сбор консолидированной финансовой отчетности в единый централизованный ресурс и предоставление этой отчетности пользователям с учетом соблюдения мер по защите содержащейся в ней информации.»

Для справки: Пользователями Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО) является широкий круг лиц: юридические лица, физические лица, федеральные органы исполнительной власти и иные государственные органы, Банк России. По информации ФНС России, в 2023 году количество обращений пользователей к ГИРБО, размещенному на официальном Интернет-сайте ФНС России, составило 3,7 млн., количество запросов отчетности через систему межведомственного электронного взаимодействия - 8,2 млн., количество скачиваний отчетности, включая пользователей, имеющих доступ к ГИРБО в форме годового абонентского обслуживания, - 413,2 млн.

Авторы законопроекта подчеркивали, что включение консолидированной финансовой отчетности в ГИРБО упростит поиск заинтересованными лицами таких документов, повысит качество, полезность и аналитичность получаемой информации, включая возможность ее обработки и формирования выборки по различным признакам, снизит количество запросов по адресному представлению отчетности, поступающих к составителям от заинтересованных лиц, прежде всего, регулирующих органов.

По мнению авторов законопроекта, это «обеспечит надежность и доверие пользователей к этой отчетности, снижение рисков злоупотребления при ее представлении в единый ресурс, возможность контролировать полноту формирования этого ресурса в силу наличия системы контроля исполнения аудиторской организации своих обязанностей, установленных в соответствии с федеральными законами, повышает ответственность аудиторской организации за качество аудиторских заключений по результатам аудита консолидированной финансовой отчетности».

Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;rnd;base=LAW;n=494362
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=253680

Комментариев нет:

Отправить комментарий