среда, 16 января 2019 г.

Мари-Анн Шабен: Десять трактовок понятия «архив», часть 2


(Продолжение, начало см. http://rusrim.blogspot.com/2019/01/1_14.html )

Исторические архивы (archives historiques)

Термин «исторические архивы» частично перекрывает сферу, охватываемую понятием «тысячелетние архивы», - но только частично, потому что, с одной стороны, не все архивные документы являются историческими, а с другой стороны, к историческим архивным документам принято также относить документы, которые не являются и никогда не были свидетельствами правовых актов или действий, сознательно зафиксированными в письменном виде в качестве доказательства или памяти. Таким образом, к числу «исторических архивных» не относятся те документы, которые архивируются, однако впоследствии целенаправленно уничтожаются их владельцем как бесполезные с точки зрения его интересов (через десять, тридцать или сто лет). Фактор времени, который часто снижает ценность вещей, в данном случае приводит к уменьшению полезности архивных документов.

С другой стороны, фактор времени порой повышает ценность вещей (вследствие человеческой потребности в индивидуальной и коллективной памяти; или же просто моды на ретро) и, таким образом, способствует расширению сферы охвата исторических архивов. Более или менее старые информационные объекты, на имевшие для их автора ценности в качестве доказательств или памяти, могут быть найдены там, где они были заброшены, и могут быть «спасены» третьим лицом, которое считает их ценными ввиду содержащихся в них знаний или в качестве свидетельств (листовки, письма, черновики ...). Это то, что я называю «документами, причисленными к архивным» (archives par baptême, см. http://www.marieannechabin.fr/je-pense-2/2-tout-est-archive/ ), в отличие от «естественных» архивных документов (archives par nature).

Исторические архивы не следует путать с публичными архивами (archives publiques – в «Кодексе культурно-исторического наследия» (Code du patrimoine, https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006074236&dateTexte=20190104 , определено понятие «публичные архивы», см. ст. L211-4, но нет определения «исторических архивов»).

Мой комментарий: К публичным архивам французское законодательство относит документы, образовавшиеся в рамках деятельности государственных и муниципальных органов, а также архивные документы иных лиц, образовавшиеся при оказании государственных услуг.

Возникновение этих двух понятий можно связать с созданием Национальных Архивов во время Великой французской революции, несмотря на то, что реальное включение архивов в состав культурно-исторического наследия произошло лишь в последующие десятилетия. Ввиду отсутствия правового определения «исторических архивов» (см. мой пост «Что такое исторические архивы?» (Qu’est-ce que les archives historiques?), http://transarchivistique.fr/definition-archiveshistoriques/ ) качество исторических архивов может быть разным. Исторические архивные документы - это то, что названо таковыми, а именно, документы, объекты и т.д., которые признаны имеющими ценность в качестве элементов индивидуальной и коллективной памяти. Фактически каждый сам определяет, что он понимает под «историческими архивами».

Аудиовизуальные архивы (archives audiovisuelles)

Аудиовизуальные архивы сегодня пересекаются с областями охвата первых двух трактовок (в качестве имеющих юридическую силу свидетельств деловой деятельности или в качестве памяти в аудиовизуальной форме), но первоначально данный термин предназначался для обозначения коллекций «неархивных» носителей информации.

Фактически, термин «аудиовизуальные архивы» появился (всего лишь) пятьдесят лет назад и первоначально относился к сфере производства кинофильмов и телепередач, охватывая в то время 95% культурных продуктов, предназначенных для публичного распространения. Как и для книг и газет, создание таких продуктов было самоцелью (оставшиеся 5% составляли рабочие позитивы киноизображений и подготовительные материалы для телевизионных передач). Мы вполне могли бы назвать эти материалы «аудиовизуальными публикациями» (publications audiovisuelles), - а то, что термин «архивы» спонтанно победил и прижился, это, несомненно, произошло ввиду уникальности (или очень небольшого количества копий) кинофильма или телепрограммы (как в случае традиционных архивных документов), в то время как газеты и книги выпускаются (по крайней мере, в аналоговой среде) в тысячах экземпляров (см. выпущенный в 2014 году отчет по данному вопросу французского Национального аудиовизуального института (Institut national de l'audiovisuel, INA) под названием «Расширение использования аудиовизуальных архивных материалов» (L’extension des usages de l’archive audiovisuelle), https://laurentmartinblog.files.wordpress.com/2014/12/lextension-des-usages-de-l-archive-juin2014.pdf объёмом 231 страница).

В течение какого-то времени данный термин в словаре архивной лексики присутствовал в расширенном значении (см. https://www.francearchives.fr/fr/article/28204344 , прямая ссылка https://www.francearchives.fr/file/4575c619ab1e1e738d81d2249ff8dd4115a3d8cb/ARCHIVES_DE_FRANCE_Dictionnaire_de_terminologie_archivistique.pdf ), обозначая не только движущиеся, но и неподвижные изображения, которые архивисты также называют иконографическими документами (documents figurés) (открытки, гравюры, плакаты ...), - в настоящий момент данный термин в таком значении практически не используется.

С развитием цифровых технологий расширилось количество создателей аудиовизуальных архивных документов, в том числе за счёт многочисленных «редакторов веб-контента» как с культурно-историческими целями, так и в рамках ведения экономической деятельности, проведения исследований, обучения, оказания помощи и т.д., так что термин охватил все архивные документы (в «тысячелетнем» смысле), представленные в видеоформате.

При трактовке термина «аудиовизуальные архивы» по-прежнему велика роль формата и вида носителя информации, и иногда бывает трудно (и, возможно, бесполезно) различать различные тонкости толкования. Например, когда мы говорим об Аудиовизуальных архивах правосудия (Archives audiovisuelles de la justice, https://fr.wikipedia.org/wiki/Archives_audiovisuelles_de_la_justice ), имея в виду аудиовизуальные записи крупных судебных процессов, то смешиваются толкования в смысле обеспечения подотчётности административной деятельности (т.е. целью в данном случае является регистрация хода процесса, а не создание фильма) и в смысле официальной публикации.

(Продолжение следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2019/01/3.html )

Мари-Анн Шабен (Marie-Anne Chabin)

Источник: блог Transarchivistique
http://transarchivistique.fr/dix-sens-du-mot-archives/

Комментариев нет:

Отправить комментарий