среда, 5 декабря 2018 г.

В Лихтенштейне идёт работа над проектом закона о блокчейне и токенах


22 ноября 2018 года швейцарский специалист по блокчейн-технологиям Йорн Эрбгут (Jörn Erbguth) проинформировал коллег по рабочей группе Международного союза электросвязи (МСЭ - International Telecommunications Union, ITU) о том, что в княжестве Лихтенштейн полным ходом идёт подготовка закона, регламентирующего использование токенов в блочейн-системах, отметив, что, насколько ему известно, «это первый закон, регламентирующий связанные с токенами права собственности».

Соответствующая информация выложена на сайте Cryptoplace.li по адресу https://www.cryptoplace.li/consultation-report-and-draft-law-on-transaction-systems-based-on-trustworthy-technologies-blockchain-act/ . В частности, на английском доступен 170-страничный неофициальный перевод «Отчета правительства, подготовленный к публичному обсуждению проекта закона, и проект закона о транзакционных системах, основанных на заслуживающих доверия технологиях (Закон о блокчейне)» (Unofficial Translation of the Government Consultation Report and the Draft-Law on Transaction Systems Based on Trustworthy Technologies (Blockchain Act), http://www.regierung.li/media/attachments/VNB-Blockchain-Gesetz-en-full-clean.pdf?t=636766638054672122 ). Те же материалы на немецком языке доступны по адресу https://www.cryptoplace.li/vernehmlassungsbericht-ueber-das-blockchain-gesetz-liechtenstein/ (немецкое название документа «Vernehmlassungsbericht der Regierung betreffend die Schaffung eines Gesetzes über auf vertrauenswürdigen Technologien (VT) beruhende Transaktionssysteme (Blockchain-Gesetz; VT-Gesetz; VTG und die Abänderung weiterer Gesetze», официальной является именно эта версия).

Публичное обсуждение закончилось совсем недавно, 16 ноября 2018 года.

Я с большим интересом познакомилась с этим проектом закона, и предлагаю Вам ряд «выжимок» из него.

В резюме отчета правительства, в частности, отмечается следующее:
«Ширящееся распространение блокчейн-приложений уже выявило ряд проблемных областей, такие, как открытые вопросы, связанные с защитой клиентов и активов, а также злоупотребление возможностями этой технологии для отмывания денег или для других преступных целей. Такие проблемы следует решать с помощью четкого нормативно-правового регулирования. Поскольку технология блокчейна активно используется в Лихтенштейне, правительство намерено использовать предлагаемый закон для разъяснения требований, применимых к ответственным видам деятельности в блокчейн-системах, в целях улучшения защиты клиентов и снижения потенциальных репутационных рисков для Лихтенштейна.

Кроме того, в настоящее время существует правовая неопределенность в отношении бизнес-моделей на основе применения TT-систем (от Trustworthy Technologies – термин, используемый вместо термина «блокчейн» для обеспечения определенной технологической нейтральности, особенно в отношении иных нарождающихся технологий – Н.Х.), которые не подпадают под действие законодательства о финансовых рынках, но при этом связаны с деятельностью, которая очень похожа на деятельность в финансовом секторе. Посредством принятия «Закона о блокчейне» правительство стремится установить минимальные требования к этим видам деятельности в TT-системах и провести регистрацию таки систем национальным регулятором финансовых рынков (Financial Market Authority, FMA).

Ещё одни вопросом, находящимся в центре внимания данного законопроекта, является правовая классификация элементов ТТ-систем. С помощью понятия «токен» «Закон о блокчейне» вводит новую конструкцию, позволяющую обеспечить юридически надёжным образом отображение «реального мира» в TT-системах и, таким образом, задействовать весь потенциал токен-экономики. Введение «токена» как правовой конструкции в законодательство Лихтенштейна влечёт за собой необходимость также определить другие правовые аспекты, такие, как право собственности, владение и передача токенов.

Чтобы иметь возможность изменить форму представления ценных бумаг с физических сертификатов на токены в TT-системе, в законодательство Лихтенштейна будет введена правовая концепция «бездокументарных прав» (uncertificated rights) и одновременно обеспечена согласованность между законодательством о ценных бумагах и «Законом о блокчейне». Бездокументарными правами являются трансформированные в электронную форму ценные бумаги, которые не выдаются на руки в виде сертификатов, а регистрируются в электронных реестрах.

Помимо этого, «Закон о блокчейне» устанавливает минимальные требования к TT-системе с целью повысить эффективность экономики токенов посредством, создания и укрепления доверия между пользователями.»
Относительно нового термина «ТТ-система» сказано следующее:
«С учётом быстрых темпов развития технологии блокчейна (и «распределённых реестров», это также очень популярный сейчас термин – Н.Х.) и расширения сферы её применения, очень важно разработать закон на достаточно высоком уровне абстракции с тем, чтобы он оставался применимым в отношении последующих поколений технологий. Именно поэтому в данном законе вместо термина «блокчейн-системы» используется термин «транзакционные системы, основанные на заслуживающих доверия технологиях (ТТ-системы)».
Проект «Закона о транзакционных система, основанных на заслуживающих доверия технологиях» (Blockchain Act; TT-Act; VTG)

Целью настоящего Закона является защита пользователей TT-системах и обеспечение их доверия к электронным правам. Он регламентирует регистрацию и надзор, а также права и обязанности поставщиков услуг, которые осуществляют деятельность в TT-системах (Преамбула).

Настоящий Закон применим в отношении поставщиков TT-услуг (ст. 2). Закон не применим в отношении:
  • Государственных органов, муниципальных властей и/или ассоциаций муниципальных органов власти, когда они действуют в качестве органов власти; а также

  • ТТ-систем, доступные только для закрытой группы пользователей (ст.4).
Под «заслуживающими доверия технологиями» в рамках настоящего Закона понимаются технологии, которые обеспечивают целостность токенов и их бесспорное закрепление за владельцами, которые имеют возможность распоряжаться ими без содействия оператора.
В то же время эти технологии функционируют в роли оператора, отвечающего за качество и целостность. (ст.3)

Если законодательство Лихтенштейна применимо в соответствии со статьей 11, то токены рассматриваются в качестве актива, находящегося в Лихтенштейне (ст.12).

Определения (статья 5) включают, в том числе, следующие:
  • «Токен»: информация в TT-системе, которая может воплощать взаимозаменяемые требования (fungible claims) или права членства в отношении отдельных лиц, товаров и/или других абсолютных или относительных прав, и обеспечивают взаимосвязь с одним или несколькими открытыми ключами;

  • «ТТ-системы»: транзакционные системы, обеспечивающие безопасный обмен и безопасное хранение цифровых представлений прав, а также оказание на основе этих систем услуг с применением заслуживающих доверия технологий в соответствии со ст.3.

  • «Поставщик TT-услуг»: лицо, осуществляющее один или несколько видов деятельности, перечисленных в пп. (8) - (16).

    Мой комментарий: В числе видов деятельности далее названы:

    • «Эмитент токенов»,

    • «Генератор токенов»,

    • «ТТ-депозитарий» (лицо, предоставляющее третьим сторонам услуги депозитарного хранения закрытых ключей в TT-системах),

    • «Физический валидатор»,

    • «TT-доверенный хранитель» (лицо, которое держит токены в TT-системах на собственное имя по поручению третьих сторон),

    • «ТТ-оператор пункта обмена»,

    • «ТТ-орган проверки»,

    • «ТТ-поставщик ценовой информации»,

    • «ТТ-поставщик услуг идентификации».
Держатель закрытого ключа имеет возможность распорядиться токеном. Кроме того, предполагается, что лицо, имеющее подобную возможность, также имеет право распоряжаться токеном (ст.6).

Распоряжение токеном, совершенное лицом, обладающим правом распоряжаться токеном, приводит к распоряжению тем правом, воплощением которого является токен (ст. 7).

Для признания распоряжения токенами законным требуется (статья 8):
  • Распоряжение в соответствии с правилами ТТ-системы;

  • Декларация передающей и получающей сторон о желании соответственно передать и получить право распоряжаться токеном; а также

  • Право передающего лица распоряжаться токеном в случае, если требования ст.10 о добросовестном распоряжении не выполняются.
В статье 9 «Легитимизация» говорится следующее:
«Если токен символизирует право требования или членства, то лицо, уполномоченное распоряжаться токеном на «взявшее на себя обязательство лицо» считается законным обладателем этого права. Посредством платежа, взявшее на себя обязательство лицо (например, должник – Н.Х.) освобождается от своего обязательства перед лицом, имеющим право распоряжаться токеном, за исключением тех случаев, когда должник знал или должен был, при проявлении надлежащей предусмотрительности, знать, что получатель платежа не являлся законным владельцем права.»
В статье «Право добросовестного распоряжения» отмечается:
«Любому, кому право распоряжаться токенами предоставляется за вознаграждение в соответствии с правилами системы, предоставляется защита его права распоряжаться даже в том случае, если передавшее ему токен лицо не было авторизовано распоряжаться этим токеном, за исключением случая, когда получатель токена знал или, проявляя должную предусмотрительность, должен был знать, что передавшая ему токен сторона на была авторизована распорядиться эти токеном.»
Целый ряд статей законопроекта (ст.ст. 13-22) содержат требования к различного рода поставщикам ТТ-услуг.

В завершение этого обзора я с удовольствием процитирую близкую моему сердцу ст.26 «Сроки хранения» (пункт 1):
«Поставщик TT-услуг должен хранить документы и поддерживающую документацию, относящиеся к целям настоящего Закона, в течение как минимум десяти лет
Источник: сайт Cryptoplace.li
https://www.cryptoplace.li/consultation-report-and-draft-law-on-transaction-systems-based-on-trustworthy-technologies-blockchain-act/
http://www.regierung.li/media/attachments/VNB-Blockchain-Gesetz-en-full-clean.pdf?t=636766638054672122

Комментариев нет:

Отправить комментарий