понедельник, 26 сентября 2016 г.

Органы контроля и надзора будут не только карать за нарушения, но и проводить профилактику нарушений


Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 277-ФЗ дополнил федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» двумя новыми статьями:
  • Статья 8.2 Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований;

  • Статья 8.3 Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований

Такие мероприятия будут проводиться органами контроля в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений (п.1).

В целях профилактики нарушений обязательных требований органы контроля (п.2):
  • Обеспечивают размещение на официальных сайтах перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также текстов и соответствующих нормативных правовых актов;

  • Осуществляют информирование, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по их соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения требований органы контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;

  • Обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного и муниципального контроля и их размещение на официальных сайтах, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях их недопущения;

  • Выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Федеральным законом, положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля может быть предусмотрено осуществление специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.3).

Правительство РФ вправе определить общие требования к организации и осуществлению мероприятий по профилактике нарушений (п.4).

Орган контроля может объявить предупреждение при наличии у него сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований (п.5):
  • Полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

  • Содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях.
Предупреждение может быть объявлено если:
  • Отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий;

  • Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.
Органы контроля объявляют предостережение о недопустимости нарушения требований; предлагают принять меры по обеспечению их соблюдения; и предлагают уведомить об этом в установленный в предостережении срок.

Предостережения должны содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) могут привести или приводят к их нарушению (п.6).

Порядок составления и направления предостережений, подачи возражений на них и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении предостережения определяются Правительством РФ (п.7).

22 июля 2016 года на совещании Президента РФ с членами Правительства, посвящённом вопросам совершенствования контрольно-надзорной деятельности, Министр экономического развития Алексей Улюкаев  отметил, что «закон сейчас предполагает профилактику нарушений – не только действия, когда нарушение выявлено, но работу с бизнесом, разъяснение ему требований контролёра, разъяснение ему возможностей устранения этого, указания на факт непреднамеренных ошибок, непреднамеренных нарушений нормативных требований. То есть фактически речь идёт о том, что контроль становится не карающим, а сервисным. Он обслуживает бизнес, помогая ему избежать нарушений, помогая ему избежать соответствующих наказаний».

Мой комментарий: В органах контроля появляется новый дополнительный участок работы, который потребует достаточно много усилий. Контролирующим органам придется усилить методологическую и аналитическую работу по своим направлениям. Отмечу, что при этом потребуется проводить серьезный анализ правоприменительной практики и на ее основании разрабатывать рекомендации. Учитывая, что никто не планирует увеличивать численность служащих в государственных и муниципальных органах, эта дополнительная работа, будет взвалена на уже и так загруженных людей. 

В статье 8.3 «Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями» определен перечень таких мероприятий (п.1). Всего их названо семь, но при этом отмечено, что другие виды и формы мероприятий по контролю могут быть установлены федеральными законами.

Мероприятия проводятся на основании заданий на их проведение, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (п.2).

В случае выявления при их проведении нарушений, принимаются меры по их пресечению, а также направляется в письменной форме руководителю органа контроля мотивированное представление с информацией для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки (п.5).

В случае получения в ходе проведения мероприятий сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований направляется предостережение о их недопустимости (п.6).

Мой комментарий: Сама идея сделать из органов контроля методологические и консультационные центры для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и, таким образом, предотвратить нарушение законодательных и иных требований, протеста не вызывает. Однако, как показывает практика, если закон нарушать выгодно, многие всё равно будут это делать. Для органов контроля всех уровней все эти новшества потребуют определенной перестройки работы, налаживания процедур ее документирования и создания новых видов документов. Насколько это реально, и какую даст отдачу, покажет только практика.

Источник: Консультант Плюс / Официальный сайт Президента РФ
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200571
http://kremlin.ru/events/president/news/52566

Комментариев нет:

Отправить комментарий