воскресенье, 8 мая 2016 г.

Верховный Суд РФ признал незаконным запрет использовать для копирования архивных документов собственные технические средства


Предоставление всем желающим доступа к документам и материалам является одной из основных функций архивов во всем мире. Поскольку основная часть архивного достояния нашей страны хранится пока на бумажных носителях, единственным способом добраться до нее, если эти документы нигде не опубликованы, - это стать пользователем читального зала соответствующего архива.

Современные информационные технологии существенно изменили потребности исследователей. Большинство из них не прельщает перспектива вручную переписывать в тетрадку необходимые сведения из архивных дел. Техническая вооруженность пользователей и их готовность быстренько скопировать все нужное для своих исследований и затем спокойно изучать материалы вне стен архива наталкивается на нежелание архивов предоставлять им такие возможности. В результате наиболее активные пользователи регулярно оспаривают ограничения на доступ к архивной информации в судах (см. например,  предыдущий пост по судебной практике).

Верховный Суд РФ 28 марта 2016 года принял решение № АКПИ16-23 по административному исковому заявлению гражданина о признании частично недействующим пункта 3.1.12 «Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации» (далее - Порядок), утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 635.

Мой комментарий: Отмечу, что претензии к данному документу были и ранее, и Верховный Суд в 2014 году признал незаконным ограничение права пользователей заказывать и получать архивное дело объемом не более 1500 листов из архивных фондов (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2014/06/1500.html ).

Суть спора

Гражданин обратился в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением о признании частично недействующим пункта 3.1.12 Порядка, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат положениям о доступе к информации, установленных:
  • Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»;

  • Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
По мнению гражданина, нормативные положения исключают возможность для пользователей читальных залов использовать при работе с архивными делами и документами собственные технические средства для копирования, нарушая их права свободно искать и получать информацию.
Для справки: Согласно пункту 3.1.12 «Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации» пользователь вправе использовать при работе с делами, документами, справочно-поисковыми средствами к ним, за исключением копирования, собственные технические средства без звуковых сигналов и без подключения к локальной сети архива или арендовать технические средства архива. Использование собственных технических средств допускается, если это не влияет на работу других пользователей.
Позиции органов государственной власти

Представитель Министерства культуры РФ возражала против удовлетворения заявленных требований. По мнению Минкультуры, оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца, поскольку ограничение в части копирования не создает препятствия к осуществлению пользователями читальных залов своих прав и свобод на доступ к документам архивов и не нарушают их права свободно искать, получать информацию.

Гражданин не лишен возможности получать информацию в читальном зале, делать выписки из документов, а при необходимости - заказать копии, изготавливаемые архивом с использованием соответствующего оборудования. В архивах имеются технические возможности изготовления качественных копий документов.

Фотосъемка документа средствами пользователя (на цифровую фотокамеру) в большинстве случаев требует усиленного распрямления листа документа, нарушения переплета, что не отвечает требованиям сохранности архивного документа.

Представитель Министерства юстиции РФ не возражала против удовлетворения заявленных требований. По мнению Минюста, законодательством РФ не установлены ограничения пользователям читальных залов архивов использовать при работе с архивными документами собственные технические средства для копирования.

В заключении прокурора Генеральной прокуратуры РФ также была высказана позиция о том, что административный иск подлежит удовлетворению.

Позиция Верховного Суда РФ

Суд отметил, что положения пункта 3.1.12 Порядка предусматривают, что при работе с делами, документами, справочно-поисковыми средствами к ним пользователь вправе использовать собственные технические средства без звуковых сигналов и без подключения к локальной сети архива, за исключением копирования с помощью технических средств. Следовательно, пользователям запрещено изготовление копий документов собственными техническими средствами с использованием фото-, микро-, ксерокопирования и использованием электронных технологий.

Суд учел, что согласно законодательству, пользователь имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему архивных документах, а также их копии для любых законных целей и любым законным способом (часть 1 статьи 26 федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»).

По мнению суда, регулируя отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов независимо от их форм собственности, федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» в статье 25 называет случаи, когда доступ к архивным документам может быть ограничен, при этом законом не установлены ограничения на использование при работе с ними собственных технических средств для копирования.

Суд также отметил, что документы, хранящиеся в государственных и муниципальных архивах, относятся к информационным ресурсам. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает, что граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным федеральным законом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 8). По мнению суда, в рассматриваемом случае ограничение для пользователей читальных залов использовать при работе с архивными документами собственных средств для копирования установлено подзаконным нормативным правовым актом, что противоречит нормам федерального закона.

Верховный Суд РФ удовлетворил заявление гражданина и признал частично недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 3.1.12 «Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации», утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 635, в части ограничения прав пользователя на копирование при работе с делами, документами, справочно-поисковыми средствами к ним.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Мой комментарий: С моей точки зрения, самая большая проблема в том, что мы не умеем устанавливать гибкие правила, которые можно было бы адаптировать к меняющимся условиям. В этом плане в равной степени вредны и тотальные запреты, и тотальные разрешения.

Правила должны быть сформулированы таким образом, чтобы заинтересованные стороны (в первую очередь государство как владелец документов, архивы и их пользователи) могли находить разумный компромисс, при котором учитывались бы их интересы с учетом особенностей конкретной ситуации.

С моей точки зрения, должна быть презумпция правомочности копирования (без получения специальных разрешений) в некоммерческих целях разумного объёма документов с использованием технологий, признанных безвредными для конкретных документов. У архивов должна быть возможность как мотивированно запрещать копирование, если оно создает помехи другим пользователям, наносит ущерб документам либо вредит законным экономическим интересам архива; так и возможность разрешать применение даже, вообще говоря, нежелательных технологий, если в конкретных обстоятельствах исключено причинение вреда и неудобств. Пользователи, в свою очередь, должны иметь возможность оперативно обжаловать решения архива. Архив должен также иметь право контролировать, что и как было скопировано.

Я бы не советовала архивистам плевать против ветра – с одной стороны, государство явно намерено делать свою информацию более открытой и доступной, а с другой, на рынке сейчас можно за умеренные деньги приобрести такие малогабаритные и эффективные средства копирования и передачи информации, которым в былое время позавидовал бы даже Джеймс Бонд :) Лучше уж разрешать, держать процесс под контролем и зарабатывать на вспомогательных услугах, чем провоцировать пользователей на проявление своей изобретательности в борьбе с запретами…

Порядок получения разрешения на копирование и оплаты услуг должен быть детально регламентирован в нормативных документах, в том числе и порядок обжалования отказов и случаев неправомерного взимания оплаты.

Не должен прятать голову в песок перешедший «под крыло» Президента РФ Росархив – всем будет гораздо проще, если принципы, на основе которых будут приниматься решения о копировании с использованием собственного оборудования пользователей, будут сформулированы централизованно с учетом мнения региональных органов управления архивным делом.

Наконец, руководителям архивной отрасли следует отважиться на непривычный для шаг – поинтересоваться современной зарубежной практикой в этом вопросе, а она в целом склоняется в сторону не просто разрешения, но и поощрения практики использования пользователями личных средств для копирования материалов.

Для справки: В настоящее время в федеральных архивах в прейскуранте выполняемых  работ и услуг значится следующая услуга: «Фотосъемка архивных документов на бумажном носителе техническими средствами пользователя (включая предоставление помещения архива, сотрудника, осуществляющего контроль) при отсутствии у архива технических возможностей (не более 20 листов)» стоимостью 1 тысяча рублей.

Источник: Консультант плюс / сайт Государственного архива экономики / сайт Государственного архива Российской Федерации
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=197323
http://rgae.ru/deyatelnost/uslugi/preis.shtml
http://www.statearchive.ru/422

6 комментариев:

  1. Ваша позиция в основе которой лежат интересы всех заинтересованных в данном вопросе сторон вызывает уважение. Очень разумное и верное предложение: Росархиву совместно с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в области архивного дела необходимо выработать единый механизм реализации принятого Верховным Судом РФ решения.

    ОтветитьУдалить
  2. государство явно намерено делать свою информацию более открытой и доступной)) смешно, право.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У каждого мнение своё, - ну а с моей точки зрения, если сопоставить положение дел с доступом к государственной информации сейчас и лет 7 назад, то разница вполне ощутимая.

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален администратором блога.

      Удалить
    3. Пост удален в связи с обуждением политических вопросов, к теме блога на относящихся

      Удалить
  3. 28.06.2016 решение суда устояло при апелляционном обжаловании. Так что решение суда теперь вступило в силу и встает вопрос - будут ли архивы как-то подстраиваться, или нас по-прежнему ждет изнуряющая борьба...

    ОтветитьУдалить