понедельник, 30 мая 2016 г.

Лючиана Дюранти: Как я начинала


Данная заметка признанного классика современного управления документами и архивного дела Лючианы Дюранти (Luciana Duranti) была опубликована 20 мая 2016 года в электронном журнале «Off the record», издаваемом секцией молодых специалистов  Ассоциации специалистов Великобритании и Ирландии в области управления документами и архивного дела (Archives and Records Association, ARA).

Когда я была подростком, я хотела изучать математику и знала, что никогда не пожелаю стать преподавателем, потому что в моей семье все были профессорами, и все разговоры за едой шли о студентах – не самая веселая тема!

Что же случилось с этим планом?

Я выросла в Италии, и когда пришла пора поступать в университет,  мне стало ясно, что если я выберу математику, то в конечном итоге стану учителем средней школы, потому что в те времена работа в бизнесе, промышленности или науке считалась не женским делом, а вот в гуманитарных дисциплинах возможностей было больше.

Я изучала классические языки, литературу и историю, которая меня увлекла, так что я спросила моего научного руководителя, считает ли она, что мне стоит продолжить изучение истории, чтобы стать профессиональным исследователем. Она ответила, что я «чересчур умна, чтобы быть историком», и что мне скорее стоит стать архивистом. Я тогда мало что знала об архивах, с которыми в основном имела дело как пользователь при написании диплома, но меня восхищал и заинтриговывал Табуларий (Tabularium, см. Википедию: https://ru.wikipedia.org/wiki/Табуларий ) - архив Древнего Рима, и его функции в контексте римской демократической республики, так что я последовала совету моего профессора.

Римский Табуларий

Итак, я изучила архивную науку и приняла участие в конкурсе на должность государственного архивиста. В 1978 году я стала государственным архивистом Рима и работала в одном из самых красивых архитектурных сооружений периода барокко, Борромини Сант-Иво алла Сапиенца (Borromini’s Sant’Ivo alla Sapienza). Я научилась идентифицировать, читать, анализировать и описывать документы четырнадцати столетий, хранящихся в Государственном архиве Рима (Archivio di Stato di Roma ,  http://www.archiviodistatoroma.beniculturali.it/index.php?it/1/home ). При этом мне всё время говорили, что самый опытный архивист одного архивного учреждения окажется полностью некомпетентным в другом архиве, и я удивлялась, как такое может быть, если наша дисциплина является наукой, как мне говорили во время учёбы.

Государственный архив Рима

Прошло несколько лет, и появилась вакансия в университете Рима, предусматривающая преподавание и проведение научных исследований в области архивной науки. Мой коллега настаивал на том, что я должен подать заявление, - и я сделала это, главным образом потому, что хотела выяснить, действительно ли для каждого времени, места и технологии существует своя архивная наука, иле же возможно выделить некую универсальную описывающую и нормирующую теорию, которые могли бы направлять развитие наших методов в случаях, когда придётся столкнуться с новыми, ранее не встречавшимися обстоятельствами. Я получила работу в университете и начала всерьез заниматься исследованиями, однако вскоре после этого компания, в которой работал мой муж, отправила его на несколько лет в Канаду, в город Торонто, и я поехала вместе с ним, взяв отпуск, предусматривающий выполнение программы изучения североамериканской архивной практики (1984-1986). За время пребывания в Торонто я посетила ряд архивов, перечитала всю североамериканскую архивную литературу, которую смогла достать (тогда её было не слишком много), приняла участие в нескольких конференциях и была приглашена выступить перед студентами Университета Британской Колумбии (University of British Columbia, UBC, http://slais.ubc.ca/ ) в Ванкувере.

Вскоре после нашего возвращения в Италию мне позвонили из Ванкувера и проинформировали о том, что в программе подготовки магистров архивных наук (Master of Archival Studies, MAS) появилась новая должность, и что группа студентов попросила декана пригласить меня принять участие в конкурсе. Думаю, сначала я согласилась только потому, что была сильно польщена этим приглашением, однако затем я съездила в Ванкувер на собеседование и полюбила то, что увидела и узнала. Мой муж был готов решиться на это приключение и поехал со мной, даже не имея заранее никаких предложений о работе. Наши  дети были достаточно малы, чтобы легко адаптироваться к новой среде. Таким образом, мы просто взяли и сделали это. И как было устоять?

Английский залив - город Ванкувер, провинция Британская Колумбия, Канада

Программой MAS в университете Британской Колумбии руководил тогда Терри Иствуд (Terry Eastwood). Когда я приехала в Ванкувер в июле 1987 года, он спросил меня, что я хотела бы преподавать в следующем учебном году. Я предложила обычные темы: приём документов на хранение, их упорядочивание и описание, справочная работа и предоставление доступа, обеспечение долговременной сохранности и т.д. Терри на это сказал, что ему хотелось бы, чтобы я преподавала управление документами, экспертизу ценности и дипломатику.

Я ответила, что в Италии управление документами не преподается, поскольку текущими документами занимаются обычные клерки, осваивающие это дело на рабочем месте; в то время как работающие с историческими документами архивисты получают специальное образование, но они имеют дело лишь с материалами, отобранными на постоянное хранение. Так что я ничего не знала о вопросах, преподавание которых он хотел мне поручить. Кроме того, предметом дипломатики были средневековые документы, а в Канаде вообще не было документов, созданных ранее 1600 года.

Терри улыбнулся мне своей тёплой понимающей улыбкой и сказал: «Если архивоведение и дипломатика - действительно науки, то ты можешь применить их к чему угодно. Ты разберёшься, как это сделать». «Хорошо», - ответила я. «Я заказывала музыку. Буду теперь танцевать».

Я вместе с Терри Иствудом, 2002 год

Так что я танцевала. Я приспособила классическую дипломатику к потребностям современного мира, по ходу дела обнаружив, что концепции и принципы дипломатики как раз являются теорией управления документами (значительную часть моих работ по этому вопросу можно скачать здесь: https://ubc.academia.edu/LucianaDuranti ); и я начал изучать и обдумывать вопрос экспертизы ценности.

Прошло несколько лет, и я решила, что архивный мир меняется настолько быстро, что нам в Университете Британской Колумбии нужно постараться опережать развитие событий, если мы хотим, чтобы наши выпускники были компетентными и эффективными на любой работе, связанной с документами и архивами. В 1994 году я начала совместный проект с Министерством обороны США (которое в те годы было пионером в деле внедрения электронных документов и систем управления ими – Н.Х., см. http://www.interpares.org/UBCProject/index.htm ) , а 1998 году решила, что нам нужно выходить на международный уровень, организовав исследования, которые охватят многие культуры, ситуации и условия деятельности, но будут при этом сфокусированы на изначально-электронных документах и на сохранении их аутентичности в длительной перспективе. Тогда был начат проект InterPARES (от International research on Permanent Authentic Records in Electronic Systems – «Международные исследования по аутентичным документам постоянного срока хранения в электронных системах»), который продолжается и сегодня, уже на четвёртом этапе (см. http://www.interpares.org/ и https://interparestrust.org/ ).

Начало проекта InterPARES в 1998 году. На фото: Терри Иствуд, Питер ван Гардерен (Peter Van Garderen), Лючиана Дюранти, Брюс Уолтон (Bruce Walton) и Ханс Хоффман (Hans Hoffman)

Когда я заканчивала среднюю школу, кто бы мог подумать, что я стану профессором архивной науки на другом континенте? В планах этого не было, но я люблю танец, который продолжаю танцевать.

Лючиана Дюранти (Luciana Duranti)Профессор архивных наук,
Университет Британской Колумбии
http://slais.ubc.ca/ , http://ciscra.org/ , http://www.lucianaduranti.ca/

Для информации: Если какие-то ссылки не работают, попробуйте использовать анонимайзер, например, вот этот: http://cameleo.ru/ . В Северной Америке не всегда рады гостям с российскими IP-адресами :)

Источник: сайт ассоциации ARA
https://aranewprofessionals.wordpress.com/2016/05/20/how-i-started-luciana-duranti/ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий