Работа с документами и информацией часто заставляет меня приводить коллегам поговорку: «Пусть безобразно, но единообразно». К сожалению, наши государственные органы регулярно нарушают этот принцип в своих законодательно-нормативных актах при установлении тех или иных делопроизводческих требований к оформлению организационно-распорядительных документов. Последствия такой безрассудности могут быть весьма печальные, - правда, не для тех, кто устанавливал правила...
Приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 года № 937/пр утверждены:
- Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах;
- Порядок передачи копий решений и протоколов общих собраний в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный жилищный надзор.
Мой комментарий: Очередное наше ведомство занялось разработкой норм делопроизводства в своей сфере. Отмечу, что Минстрой сделал это в соответствии с требованиями ст. 46 Жилищного кодекса РФ, согласно которому «решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства».
Для справки: В Гражданском Кодексе уже есть нормы, устанавливающие требования к протоколу любого собрания (см. ст. 181.2 «Принятие решения собрания»), при этом перечислены обязательные сведения, которые должны быть указаны в протоколе собрания при проведении очного и заочного голосования.Одновременно в статье 181.4 «Оспоримость решения собрания» установлено, что решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если «допущено существенное нарушение правил составления протокола».
В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:
В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:
- Дата, время и место проведения собрания;
- Сведения о лицах, принявших участие в собрании;
- Результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
- Сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
- Сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.
- Дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества;
- Сведения о лицах, принявших участие в голосовании;
- Результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
- Сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
- Сведения о лицах, подписавших протокол.
Мой комментарий: Логично было бы предположить, что при разработке своих требований к протоколу собраний собственников помещений Минстрой возьмет за основу уже существующие на уровне законодательства требования и дополнит их своими. С моей точки зрения, отсутствие хотя бы одного перечисленного в ГК реквизита влечет за собой риск признания протокола недействительным.
Изучение обязательных реквизитов, которые установил Минстрой, показало, что отсутствует часть реквизитов, которые требует Гражданский Кодекс:
4. Обязательными реквизитами протокола общего собрания являются:В требованиях подробно перечислено, какая информация понимается под каждым из обязательных реквизитов и какие документы должны быть представлены в приложении к протоколу.
а) наименование документа;
б) дата и регистрационный номер протокола;
в) дата и место проведения;
г) заголовок к содержательной части протокола;
д) содержательная часть протокола;
е) место (адрес) хранения протоколов и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование;
ж) приложения к протоколу (в случае указания на них в содержательной части протокола);
з) подпись.
Например, реквизиты подписи протокола (п.21) должны содержать сведения:
- О фамилии, инициалах лица, председательствующего и секретаря на общем собрании;
- О фамилии, инициалах лиц, проводивших подсчет голосов, и собственноручную подпись указанных лиц, дату ее проставления;
- О фамилии, инициалах собственников помещений, проголосовавших за принятие решений (в установленный Жилищным Кодексом случаях).
При этом «в случае, если вопрос об избрании лица, председательствующего на общем собрании, а также лиц, осуществляющих подсчет голосов, включен в повестку дня общего собрания и принято решение об отклонении предложенных кандидатур, реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах инициатора проведенного общего собрания».
Мой комментарий: Интересно, а кто же в таких случаях считает голоса?
Мой комментарий: В требованиях Минстроя не упомянуты: обязательность указания в протоколе времени его составления и фиксация сведений о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол, которые являются обязательными реквизитами доя протоколов собраний по Гражданскому Кодексу.. С моей точки зрения, отсутствие в протоколе собрания времени его проведения также может стать основанием для признания его недействительным.
Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=196870
Комментариев нет:
Отправить комментарий