четверг, 20 августа 2015 г.

Дженни Маллинз: Азы электронной сохранности, часть 2


(Окончание,начало см. http://rusrim.blogspot.ru/2015/08/1_19.html )

4. Что сейчас является архивным стандартом при сканировании в плане разрешения и глубины цвета?

В рамках «Инициативы по разработке руководств по оцифровке для федеральных органов исполнительной власти США» (Federal Agencies Digitization Guidelines Initiative, FADGI) создан отличный документ, который очень детально описывает наилучшие практики сканирования графических образов: это «Техническое руководство по оцифровке материалов культурного наследия: создание мастер-файлов растровых изображений» (Technical Guidelines for Digitizing Cultural Heritage Materials: Creation of Raster Image Master Files, http://www.digitizationguidelines.gov/guidelines/digitize-technical.html , прямая ссылка http://www.digitizationguidelines.gov/guidelines/FADGI_Still_Image-Tech_Guidelines_2010-08-24.pdf ).

Мой комментарий: Перевод данного руководства на русский язык можно найти в приложении 5 (стр.164) в аналитическом обзоре «Исследование международных стандартов и проектов международных стандартов ИСО по управлению документами за 2013 г., определение целесообразности разработки на их основе соответствующих национальных стандартов Российской Федерации», Росархив, ВНИИДАД, 2014 г., http://archives.ru/sites/default/files/2014-obzor-standart-digitization.pdf

Отделение ALTCS (Association for Library Collations and Technical Services – «Ассоциация библиотечных коллекций и технических служб») Американской библиотечной ассоциации также опубликовало полезные «Рекомендации по минимальным параметрам оцифровки» (Minimum Digitization Capture Recommendations, http://www.ala.org/alcts/resources/preserv/minimum-digitization-capture-recommendations ) для многих типов носителей.

5. Какие имеются наилучшие практики обеспечения сохранности видеофайлов (идеальные форматы, кодеки, и т.д.)?

Выбор файлового формата и кодека для обеспечения долговременной сохранности мастер-файлов видеоматериалов – дело сложное. Очень многое зависит от имеющихся ресурсов, технического опыта и от условий, в котором файлы создаются и управляются. FADGI сделал очень хороший анализ соответствующих проблемных вопросов в своем отчете «Электронные файловые форматы для переформатирования видеолент» (Digital File Formats for Videotape Reformatting, см. http://www.digitizationguidelines.gov/guidelines/video_reformatting_compare.html ).

Что касается руководств по наилучшей практике создания и управления цифровым видеоконтентом, то я обожаю «Руководство активиста по архивации видеоматериалов» (Activist's Guide to Archiving Video, http://archiveguide.witness.org/ ).

6. BagIt .... а это что такое?

Просмотрите вот это видео, подготовленное Библиотекой Конгресса США: http://www.digitalpreservation.gov/multimedia/videos/bagit0609.html . Еще один источник информации - страница BagIt в Википедии (  https://en.wikipedia.org/wiki/BagIt ). И если Вы готовы использовать BagIt, то можете скачать его на Github по адресу https://github.com/LibraryOfCongress/bagit-java  .

Мой комментарий: Библиотека Конгресса США, с участием Электронной библиотеки Калифорнии и Стэнфордского университета, разработала руководства по созданию и перемещению стандартных электронных контейнеров, называемых «мешками» (bags). «Мешки» имеют несложную разреженную структуру, которая «справляется» с различиями в используемых учреждениями данных, их архитектуре, форматах и практике.

Минимальные, но при этом имеющие ключевое значение метаданные «мешков» является машиночитаемыми, что дает возможность легко автоматизировать прием данных на хранение. «Мешки» можно передавать как через компьютерные сети, так и на съёмных носителях. Они имеют встроенный контроль содержимого, помогающий контролировать их целостность при передаче. «Мешки» являются гибким инструментом, способным работать в различных ситуациях, в том числе в таких, когда контент располагается нескольких местах. Эта концепция реализована в программном решении BagIt.

7. Что делать, если предназначенный для длительного хранения экземпляр оказался изменен? Можно ли его восстановить?

Надеюсь, что Вы всегда будете хранить несколько копий файла, и в этом случае экземпляр для длительного хранения можно будет заменить на «хорошую» копию. В ситуациях, когда так сделать нельзя, кто-нибудь, кто хорошо разбирается в файловом формате, возможно, сумеет решить проблему, как пояснил пользователь Твиттера @dericed (см.рис. слева).

«При наличии специфических опыта и знаний формата, поврежденный электронный носитель может быть восстановлен точно так же, как и поврежденный аналоговый носитель информации».

8. Можете ли Вы назвать некоторые наилучшие практики и инструменты для обеспечения долговременной сохранности данных?

Хорошей отправной точкой могут стать руководства по отдельным вопросам и контрольные листы, выпущенные британским «Центром электронного курирования» (Digital Curation Centre, DCC), см.: http://www.dcc.ac.uk/resources/how-guides  . После этого прочитайте остальной контент их сайта - это золотая шахта информации о курировании электронных данных, полученных в результате научных исследований!

Библиотека Конгресса рекомендует форматы наборов и баз данных ( http://www.loc.gov/preservation/resources/rfs/data.html ), а также опубликовала отчет по оценке файловых форматов для наборов данных ( http://www.digitalpreservation.gov/formats/content/dataset_quality.shtml ) и сведения о типах таких файловых форматов ( http://www.digitalpreservation.gov/formats/fdd/dataset_fdd.shtml ).

Стэнфордский университет также подготовил хорошее руководство ( http://library.stanford.edu/research/data-management-services/share-and-preserve-research-data ), охватывающее многие аспекты электронного курирования научно-исследовательских данных.

У Фонда «Открытая сохранность» (Open Preservation Foundation) есть проект «Масштабируемые среды обеспечения сохранности» (Scalable Preservation Environments, SCAPE, http://openpreservation.org/about/projects/scape/ ), в рамках которого создаются программные инструменты и обучающие материалы по обеспечению долговременной сохранности больших объёмов данных.

Дженни Маллинз (Jenny Mullins)

Источник: службы обеспечения долговременной сохранности библиотеки колледжа Дартмут
http://dartmouthpreservation.blogspot.ru/2015/07/the-abcs-of-digital-preservation.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий